Здоровые привычки. Что помогает расти рынку биологически активных добавок?

Рынок биологически активных добавок (БАД), по разным оценкам, в мире увеличивается примерно на 10% ежегодно. Интерес к таким продуктам растет на фоне минувшей пандемии COVID-19. При этом отрасль не планирует сбавлять обороты и дальше. О перспективах рынка Kursiv Research поговорил с представителем компании Solgar, которая работает в сфере БАД уже более 75 лет.  

Время решений

По предварительным данным Euromonitor International, предоставленным Kursiv Research, в 2022 году объем мирового рынка пищевых добавок составил $76,1 млрд, а вместе с витаминами – $126,5 млрд.  На 2023 год прогнозируется рост до $81,2 (+6,7%) и $133,4 (+5,4%) млрд соответственно. Главным игроком в этом сегменте являются США, где сосредоточено больше трети мирового производства. Примерно столько же приходится на европейские страны, далее следует Япония, которая «держит» около пятой части рынка. В перечисленных странах сосредоточен и основной спрос на продукцию.

Пандемия COVID-19 заставила задуматься о своем здоровье весь мир, поэтому популярность антиоксидантов, витаминов, полифенолов и других БАД только увеличивается, в том числе в странах СНГ.

«Глобально рынок БАД в 2020 году вырос в районе 26%, что является действительно очень высоким уровнем прироста. Тенденция по прогнозам будет сохраняться в ближайшие годы. По некоторым источникам, объем рынка БАД дойдет до $1 трлн к 2030 году», – прокомментировал генеральный директор Solgar Хакан Эртюрк.

По его словам, у людей изменилось отношение к своему здоровью после COVID-19. Сегодня население уделяет огромное внимание своему состоянию, предпринимает меры для укрепления иммунитета, профилактики развития разных заболеваний.

Рынок растет в денежном выражении также за счет увеличения цен. Помимо этого, с БАД научились работать аптечные сети и относятся к ним как к перспективному сегменту.

По оценкам отраслевого маркетингового агентства DSM Group, одной из основных причин роста рынка БАД также является уменьшение физических нагрузок у современного человека. Поэтому потребление продуктов питания снизилось. По этой причине уменьшилось и количество тех элементов, которые организм сам синтезировать не может. Компенсировать недостачу можно за счет биологически активных добавок.

Не сбавляя обороты

Самым крупным рынком в СНГ в сфере БАД сейчас является Россия. Вслед за РФ подтягиваются и другие страны региона.

По данным исследования DSM Group, объем российского аптечного рынка БАД в июле 2023 года вырос на 0,3% в стоимостном выражении относительно июня и составил 8,9 млрд рублей (около $100 млн). В натуральном выражении наблюдалась просадка на 3,7%. За июль показатель составил 26,7 млн упаковок.

О перспективах стран СНГ представитель Solgar сказал следующее: «Мы видим рост на всех рынках, в частности, в России, Казахстане, Узбекистане, Армении, Кыргызстане. С учетом этого многие крупные фармкомпании стали плотно заниматься данным направлением, инвестировать в него. Также растет интерес со стороны населения. Все больше число потребителей, которые принимают несколько продуктов единовременно на регулярной основе».

С его слов, на фоне пандемии вырос интерес к БАД со стороны врачебного сообщества. В рекомендации стали включать как минимум такие продукты, как витамин D3, селен, магний, цинк, витамин С.

Однако генеральный директор Solgar предупреждает, что БАД – не замена существующим схемам лечения, но при системных образовательных программах они могут иметь место в этих схемах.

Плюсы для государства 

Акцент на биологически активных добавках все чаще делается для профилактики разных заболеваний.

«Все больше обсуждается применение БАД в ряде категорий для групп риска, таких как сердечно сосудистые заболевания, остеопороз, деменция, диабет. Как мы знаем, основная нагрузка на систему здравоохранения приходится на лечение именно хронических заболеваний», – заявил Хакан Эртюрк.

Применение БАД может положительно отразиться на системе здравоохранения в целом, уверен эксперт. Это связано с тем, что с ростом продолжительности жизни увеличивается количество людей с хроническими заболеваниями, что дает нагрузку на систему здравоохранения: как на бюджет, так и людские ресурсы на уровне медработников. Поэтому сейчас очень широко обсуждается развитие превентивной медицины для определенных групп риска, в том числе включение категории БАД в эту систему, отметил представитель Solgar. 

Ставка на рост

На фоне благоприятного прогноза для рынка БАД компании делаю ставку не только на крупные рынки, но и на развивающиеся, в том числе в странах СНГ. Например, по оценкам Euromonitor International, в Казахстане рынок витаминов и БАД вырастет в 2023 году по сравнению с 2022-м со $175,12 млн до $195,4 млн (+11,5%). В Азербайджане увеличение будет с $42,7 млн до $49,2 млн (+15%), в Узбекистане – с $19,85 млн до $21,7 млн (+9,3%).

При этом в компании Solgar подчеркивают, что в странах СНГ рынок в полной мере не оцифрован, поэтому можно опираться только на приблизительные оценки.

«Для нас рынок СНГ является стратегическим. Мы сфокусированы в намерении развития культуры приема нутриентов как среди специалистов, так и среди населения. С помощью 75-летнего опыта на других рынках мы намерены представить лучшие и инновационные продукты и таким образом внести свой вклад в развитие нутрициологии», – резюмировал генеральный директор Solgar Хакан Эртюрк.

Solgar отметила свое 75-летие в 2022 году. Организация начала производство в США в 1947 году с витаминно-минерального комплекса Naturvite с добавлением овощей вместо искусственных ингредиентов. Офис компании тогда располагался в здании аптеки на Манхэттене и занимал одну комнату. Сейчас в ассортименте представлено свыше 600 наименований разных добавок и витаминов. География присутствия насчитывает более 65 стран.

Источник: https://uz.kursiv.media/2023-10-16/