«Почему за наш счет?»: кто заплатит миллионы за маркировку

Петербургские депутаты предложат федеральным властям взять на себя часть расходов, которые несет бизнес после внедрения обязательной маркировки товаров. Как сообщила председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания (ЗакС) города Ирина Иванова на круглом столе РБК Петербург «Защита потребителя и защита бизнеса в Петербурге», в региональном парламенте создана рабочая группа для доработки и реализации этой инициативы.

В группу вошли депутаты, бизнесмены и уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Валерий Калугин. 23 апреля в ЗакСе прошло ее первое заседание.

«Почему за наш счет?»

Первые товары (шубы) в России начали маркироваться в 2016 году. Сегодня в стране маркируются 18 видов товаров, в том числе пищевые (молочные продукты, пиво, питьевая вода), обувь, парфюмерия, шины и даже фотоаппараты. Кроме того, в этом году была внедрена маркировка ювелирных изделий (в дополнение к трем средствам контроля: клеймению пробирный палаты РФ, системы прослеживаемости ГИИС ДМДК и устройству для касс).

Представители бизнеса, принимавшие участие в дискуссии РБК Петербург, пожаловались на значительное финансовое бремя, которое несут предприниматели из-за этого нововведения. По их словам, основной удар приходится на малый бизнес. Теоретически, чем больше предприятие, тем выше его затраты на выполнение новых требования идентификации товаров, но на практике финансовая нагрузка на малые предприятия оказывается ощутимее (пропорционально обороту).

«Государству нужна маркировка, но почему за наш счет?» — задала риторический вопрос Ирина Миронова, директор модного дома «Леди шарм». Она отметила, что затраты на маркировку включают в себя и покупку дорогостоящего оборудования, и перестройку программ, и наем дополнительного персонала. «С начала года мы наняли пять сотрудников и должны нанять еще троих», — рассказала предпринимательница. По ее словам, статьи расходов бизнеса из-за маркировки выросли «на миллионы рублей».

План — обратиться за федеральными деньгами

Ирина Иванова, в свою очередь, предложила субсидировать бизнесу затраты на маркировку товаров в пропорции 90% на 10%, где 90% финансируют профильные министерства и ведомства и 10% — региональные власти. Также она предложила федеральным чиновникам предоставить расчеты эффективности мер по внедрению маркировки. «Если федеральные власти посчитали нужным ввести маркировку для каких-то целей (в том числе, для моего удобства как потребителя), тогда дайте мне экономический эффект, что мы получили в результате. Я таких результатов не видела», — сказала парламентарий.

Она также сообщила, что петербургские депутаты могут обратиться к федеральным властям с просьбой о новых мерах поддержки для малого бизнеса, которые снизят ущерб от внедрения маркировки, «если уж не удается убедить ее отменить». Речь может идти о низкопроцентных кредитах и субсидиях. Как сказала Ирина Иванова РБК Петербург, формы помощи бизнесу могут быть разными — все предложения будут обсуждаться рабочей группой в ЗакСе. Но главный план, по ее словам, — обратиться за федеральными деньгами на покрытие части расходов предпринимателей.

Представители бизнеса согласны с тем, что государство должно взять на себя часть расходов. «Государство могло бы взять на себя обслуживание самого процесса маркировки, бесплатное оснащение и программное обеспечение. И тогда все с удовольствием будут замаркированы — и черный рынок начнет сворачиваться», — отметила Анна Романовская, председатель правления «Ассоциации малого ювелирного бизнеса».

Низкопроцентные займы

Председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного (КППИТ) Кирилл Соловейчик сказал РБК Петербург, что если депутаты обратятся в федеральные министерства с обращением для помощи малым предприятиям в деле маркировки, комитет их поддержит. Однако он обратил внимание на то, что «сейчас почти середина года», программа поддержки бизнеса сверстана и бюджет города утвержден. И потому открытие новой программы (например, субсидирования затрат на маркировку) технически невозможно.

Также он выразил мнение, что оборудование для маркировки «стоит не очень дорого» — около 200-300 тыс. руб. Кроме того, чиновник напомнил, что в Санкт-Петербургском фонде микрофинансирования уже есть программы для производственных предприятий — там можно взять беззалоговый займ под 1% и потратить его на маркировку. «Торговые предприятия также могут взять займ, но залоговый — и под чуть больший процент», — отметил председатель КППИТ. При этом он признал, что предприниматели несут затраты на подготовку и переподготовку кадров, которые должны обеспечить маркировку изделий.

В целом представители власти считают маркировку полезным нововведением. Анна Петрушина, руководитель товарной группы «Легпром» ЦРПТ (оператора программы маркировки), рассказала на круглом столе, что после внедрения маркировки «обеление» сектора обуви произошло на 56%, а одежды — на 33%. «Эффекта мы достигли», — резюмировала Анна Петрушина. Отвечая на вопрос, каким образом подсчитан процент «обеления» рынка, она сослалась на подсчеты «серьезных исследовательских институтов», в частности, Высшей школы экономики (ВШЭ).

Источник: https://www.rbc.ru/spb_sz/24/04/2024/6627b6a79a7947826f4dfe12?from=from_main_12