«Биотэк»: эмиссия невыполнима. Фармимперия Бориса Шпигеля тонет в пензенском суде

Допэмиссия акций завода «Марбиофарм» из группы «Биотэк» Бориса Шпигеля признана недействительной по решению суда.

Попытка владельца курской сети «Аптечные традиции» Дмитрия Руцкого, которого семья Шпигеля назначила управлять активами «Биотэка», спасти группу, окончательно провалилась.

Решение вынес 5 апреля арбитражный суд Пензенской области. «Марбиофарм» производит бады и дженерики, предприятие находится в республике Марий Эл. В 2023 году завод принес 431,7 млн рублей выручки, но 72 млн чистого убытка. Основная доля его акций, 97,8%, принадлежит МФПДК «Биотэк», которой владеет Евгения Шпигель, супруга Бориса Шпигеля. Самой бизнес-леди принадлежит еще 0,3% акций завода.

И Борис, и Евгения Шпигель в 2021 году стали фигурантами уголовного дела вместе с экс-губернатором Пензенской области Евгением Белозерцевым, обвиненным в коррупции. Белозерцев, как заключило следствие, за взятки оказывал покровительство «Биотэку», в том числе предоставлял ему преимущества на госторгах. Еще до вынесения приговора, в 2022 году, несколько компаний группы получили банкротные иски от банка «Санкт-Петербург». В итоге экс-губернатор в январе этого года получил 12 лет лишения свободы, Борис Шпигель осужден к 11 годам, Евгения Шпигель получила 8,5 лет колонии.

Управлять активами «Биотэка» Евгения Шпигель доверила Дмитрию Руцкому в апреле 2023 года, подписав соответствующий документ. Тот в свою очередь назначил руководителем «Марбиофарма» бывшего замминистра здравоохранения Ульяновской области Валерия Жорова. Сам Руцкой заявлял, что передача ему в доверительное управление активов Шпигелей была его инициативой, дескать он через адвокатов предложил семье бизнесмена помощь. По мнению Руцкого, проблемы возникли у МФПДК «Биотэк», поскольку это было дистрибьюторское подразделение, заточенное на поставки по госконтрактам. Завод же «Марбиофарм» Руцкой наоборот считал очень ценным и перспективным, локомотивом прибыли всей группы. Он пообещал поменять команду управленцев, чем собственно и объясняется назначение Жорова, запустил реновацию «Биоттэка» и начал расширять ассортимент.

В сентябре 2023 года на собрании акционеров «Марбиофарм» объявил об утверждении домэписсии, но через несколько дней Евгения Шпигель через нотариуса отозвала у Руцкого доверенность. Уже на следующий день акционеры в заочной форме проголосовали за допэмиссию. В результате 80% акций «Марбиофарма» должны были отойти ООО «Фармация», компании Михаила Руцкого, дяди Дмитрия Руцкого.

К тому моменту МФПДК «Биотэк три недели как числилась банкротом, а потому конкурсный управляющий Дарья Аксеник и Евгения Шпигель в октябре 2023 года выставили «Марбиофарму» иск, утверждая, что позиция Валерия Жорова не могла учитываться на собрании. В результате допэмиссии, указывали истцы, «Биотэк» теряет контроль над «Марбиофармом» и терпит убытки. «Марбиофарм» утверждал, что Жоров еще 11 сентября заполнил бюллетень для голосования, представляя МФПДК «Биотэк» и отмена доверенности не лишает его права голоса. Но суд с этим не согласился и отменил допэмиссию. Дмитрий Руцкой уже заявил, что будет обжаловать это решение в апелляции. Задержка с привлечением средств, подчеркнул он в беседе с Ъ, приведет к банкротству «Марбиофарма».

Между тем, претензии к самой «Фармации» в начале 2024 года выставила компания «Фармстандарт», аффилированная миллиардеру Виктору Харитонину. Истец истребовал акции ООО «Фармация» в свою пользу у «Интермедфарма», учредителем которого является Евгения Шпигель. Из материалов дела ясно, что «Биотэк» заложил акции «Фармации» «Фармстандарту» в качестве обеспечения по договорам поставки и агентского договора. Саму же «Фармацию» банкротит с 2022 года банк «Санкт-Петербург».

Решением Октябрьского райсуда Пензы от 26 января этого года с МФПДК «Биотэк» и других компаний группы было взыскано в доход РФ 8,1 млрд рублей по иску Генпрокуратуры. Суд заключил, что такую сумму компании получили в результате коррупционных госконтрактов.

Теперь же акции «Марбиофарма», полагают эксперты, войдут в конкурсную массу МФПДК. Впрочем, в рамках взыскания 8 млрд с Евгении Шпигель, в пользу государства могут быть изъяты и ее активы. Конкурсный управляющий Дарья Аксеник напоминает, что пока решение о взыскании по иску Генпрокуратуры еще не вступило в силу и обжалуется в апелляции. Судьбу «Марбиофарма» будет решать комитет кредиторов. Маргарита Нерода

Источник: https://business-vector.info/