Новости регионов. Биологически активные добавки: нужно ли их бояться?
Активный спрос на препараты для поддержки иммунитета продемонстрировал 2020 год. По всей стране в каждой аптечке поселилась аскорбинка. При этом общее потребление биологически активных добавок, в том числе витаминов, в России ещё далеко до уровня развитых стран. Есть ли разница между БАД и лекарствами?
В правительстве Белгородской области о предприятиях, которые занимаются производством биологически активных добавок на территории региона, не знают. Одной из организаций, которую удалось найти журналистам ИА «Бел.Ру», стало ООО «Торгово-производственная Компания «Грин Леко», которая зарегистрирована в Белгороде.
Предприятие производит органические кормовые добавки растительного происхождения для животных, птиц, рыб и пушных зверей, а также пищевые добавки для людей. Что касается последних, компания выпускает всем известные нерафинированные масла холодного отжима — зародышей пшеницы, семян тыквы, амаранта и кунжута и др. Реализуются данные масла оптом и в розницу под запатентованным товарным знаком «NVO 3».
— Все уже разбираются, что биологические добавки — они поэтому и называются добавками, что они к пище добавляются, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины.
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.
Что касается страны в целом, по информации DSM Group, Торгово-промышленной палаты России и участников отрасли, российский рынок биологически активных добавок в 2020 году вырос на 17%. Большая доля выпала на общеукрепляющие БАД. За ними следуют добавки для улучшения переваривания пищи. В пятёрку также вошли, пусть и с сильным отставанием, препараты, успокаивающие нервную систему, благотворно влияющие на репродуктивные функции и для укрепления костей.
Основную ставку производители биодобавок делают на поколение Z, которое системно приобретает товар, формируя стабильный спрос. Причём делают они это через Интернет, поскольку с начала текущего года правительство сняло запрет на онлайн-продажу БАД. Однако теперь необходимо принять понятные правила электронных торгов.
— У нас единых правил-то нет по тому, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им подделку не подсовывали, чтобы им не давали опасные какие-то продукты под видом БАД. Мне кажется, путь такой достаточно реальный — вести эту интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети.
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.
Что касается импорта, в 2020 году больше половины продаж пришлось на препараты из США, Германии, Индии и других стран. Но всё чаще наблюдается тенденция, когда ряд зарубежных брендов производится в нашей стране.
Чтобы убрать из аптек фальсификат и недобросовестно рекламируемую продукцию, уже с апреля в России стартовал эксперимент по маркировке БАД. Непосредственные участники рынка против подобных мер, аргументируя это тем, что в стране практически не выпускают поддельные БАД. К тому же маркировка препаратов может привести к росту цен на них. Опасения бизнеса разделяет российская Торгово-промышленная палата.
— 50 рублей — стоимость этой контрольной метки. Для сложной какой-то продукции — это не сумма, которая серьёзно влияет на стоимость. Для 150-рублёвой упаковки каких-нибудь там добавок 50 рублей — это возрастание стоимости на четверть. Надо понимать, а стоит ли овчинка выделки, стоит ли таким образом этот рынок регулировать?
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.
Несмотря на то, что ежегодно рынок биологически активных добавок растёт, в России их потребляет только каждый шестой. На регулярной основе это делает только три человека из ста. При этом участники отрасли уверены – специальные меры стимулирования спроса не нужны. Но с другой стороны бизнес не исключает, что необходимо разработать механизм защиты потребителей и рынка от незарегистрированных в стране препаратов. В основном это касается онлайн-продаж. Тогда каждая покупка БАД в аптеке или интернете станет осознанной и защищённой.