Зачем биохакерам витамины и микрочипы

Как технологии помогают продлить молодость и повысить качество жизни

Компьютерные технологии вывели человеческую страсть к самопознанию на новую орбиту. Лабораторные исследования и нагрузочные тесты позволяют оцифровать индивидуальные особенности человеческого организма, а научные данные, цифровые датчики и выверенное сочетание витаминов, нутриентов, сна и физической активности – создать оптимальные условия для продуктивной и здоровой жизни. Так на стыке высоких технологий и стремления к здоровой жизни родилось новое явление – биохакинг. Почему все больше людей старается «хакнуть» свое тело и как биоактивные добавки (БАД) помогают управлять процессами в организме?

Здоровье прежде всего

Потрясения последних двух лет, связанные с пандемией COVID-19, заставили человечество пересмотреть жизненные приоритеты: на 1-е и 2-е места в списке самых важных в жизни вещей вышли ментальное благополучие и здоровье, говорится в глобальном исследовании потребительских настроений в 2022 г., проведенном компанией Nielsen. Развлечения вне дома и полеты в другие страны оказались на последних строчках списка – современный потребитель готов от них отказаться. Для сравнения: в III квартале 2018 г. американских потребителей больше всего беспокоили вопросы экономики, согласно исследованию Nielsen. 

«Современное понимание здоровья, хорошего самочувствия и благополучия намного шире, чем диетическое питание или занятия фитнесом; теперь это не просто отдел магазина или еженедельный досуг, а иное мировосприятие, которое движет ежедневными поступками и диктует выбор покупок», – объясняет Женевьев Аронсон, вице-президент по исследованиям общественного мнения NielsenIQ, в другом отчете Nielsen – «Глобальная потребительская революция здоровья и благополучия».

Осознанное потребление ресурсов, забота об экологии и будущем всего человечества – вот какие идеи переняло человечество у поколения Z (люди, родившиеся примерно с 1997 по 2012 г.), пишут авторы отчета. «Современное представление о благополучии, с одной стороны, очень личное, осознанное и ориентированное на предупреждение проблем со здоровьем. С другой – оно включает человека в глобальный контекст и делает заботу каждого индивидуума о хорошем самочувствии частью глобального стремления к устойчивой и здоровой жизни», – говорится в исследовании.

Борьба на предупреждение

Население развитых стран живет дольше и стареет. Средняя продолжительность жизни в мире, по подсчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), увеличилась с 66,8 года в 2000 г. до 74,4 года в 2019 г. В 2020 г. количество людей старше 60 впервые превысило число детей младше 5 лет. К 2050 г. доля людей старше 60 лет в населении Земли вырастет более чем вдвое по сравнению с уровнем 2020 г. – с 1 млрд до 2,1 млрд человек, ожидает ВОЗ.

Вместе со старением населения растут расходы на медицину. Если в 2007 г. государства тратили на здравоохранение в среднем 7,7% валового внутреннего продукта (ВВП), то в 2020 г. – уже 9,9% ВВП, отмечает Организация экономического сотрудничества и развития. 

Дорожающая медицина и старение привели к сдвигу в общественном сознании: люди осознали личную ответственность за собственное здоровье и фокусируются на предотвращении потенциальных проблем с помощью ранней диагностики и профилактики, пишет Невин Францис, консультант GfK по потребительским трендам. Так, по данным исследования GfK в Германии, Франции, Италии и Испании, доля людей, которые делают ставку на решения, позволяющие поддерживать здоровый образ жизни, выросла до 49% в 2021 г. с 37% в 2015 г. Традиционная модель медицинской помощи переходит на профилактический режим, где больше внимания уделяется здоровому поведению и мониторингу показателей в реальном времени.

Люди стремятся управлять своим самочувствием и здоровьем, вместо того чтобы пассивно наблюдать или лечиться, констатируют исследователи GWI в докладе «Новая волна благополучия». Управлять, объясняют авторы доклада, – значит использовать всю силу современных технологий, для того чтобы отслеживать показатели здоровья и влиять на них за счет изменения поведения и привычек, функционального питания, физкультуры и регулярных чекапов. 

Цифра в помощь

Цифровые технологии кардинально изменили подходы к заботе о здоровье в последние десятилетия: они позволили глубже заглянуть в тайны человеческого организма, ускорить диагностику, постоянно отслеживать показатели здоровья, сделать информацию о здоровом поведении и питании более доступной, а лечение – более персонифицированным, говорится в статье GfK «Цифровая забота о здоровье – тренд будущего». 

На стыке новых технологий и профилактической медицины родился еще один тренд – биохакинг. Сторонники этого направления используют высокие технологии для глубокого изучения индивидуальных особенностей своего тела, чтобы с помощью оптимального образа жизни и биохимических добавок вывести организм на максимально эффективный режим работы. 

$52,77 млрд –

такого объема достигнет мировой рынок биохакинга в 2027 г., прогнозирует исследовательская компания Research & Markets. По сравнению с 2020 г. он вырастет более чем в 4 раза. Продажи товаров и услуг для биохакинга к 2027 г. достигнут объема, сопоставимого со всем мировым рынком антиквариата и предметов искусства в 2020 г., по подсчетам ArtBasel и UBS.

По определению авторов отчета «Рынок биохакинга» Research & Markets, чаще всего под биохакингом подразумеваются высокотехнологичное изучение человеческого организма и разработка препаратов и устройств для повышения функциональности тела.

От обычных адептов здорового образа жизни биохакеры отличаются тем, что отслеживают динамику физиологических показателей, чтобы судить об эффективности и безопасности тех или иных действий (приема БАДов, изменения диеты или режима физической активности и т. д.), считает руководитель product-продвижения Siberian Wellness Юлиан Турсин. «Если вы измеряете уровень сахара в крови глюкометром после приема пищи и заносите в дневник данные о том, как организм реагирует на те или иные продукты питания, вы уже в некотором смысле становитесь биохакером», – шутит он.

Продвинутый биохакинг подразумевает использование умных лекарств, имплантируемых микрочипов, мозговых сенсоров, трекеров для мониторинга показателей, функциональное питание и индивидуально подобранные микронутриенты (пищевые вещества – витамины, минеральные вещества и микроэлементы, которые содержатся в пище в очень малых количествах). 

Один из ярких представителей радикального биохакинга – испанский художник и артист Нейл Харбиссон. У него редкое врожденное заболевание, из-за которого он видит окружающий мир в черно-белом спектре. Вместе с командой программистов и инженеров он разработал программу, которая с помощью видеокамеры считывает цвет и преобразовывает световые волны в звуковые. Харбиссон получает информацию через антенну, которая вмонтирована в его череп. 

У такой радикальной ставки на цифровые технологии есть обратная сторона: человек попадает в зависимость от машин. Так, в 2020 г. производитель бионических глазных протезов Argus оказался на грани банкротства, в результате чего около 350 обладателей вживленных в глаз микрочипов остались без технической поддержки.

Российский пример стартапа в сфере биохакинга – платформа Bionic, в создание которой группа компаний «Медси» инвестировала свыше 500 млн руб. Клиенты этой платформы проходят исследование крови по 28 показателям и по его результатам получают индивидуальную формулу витаминных добавок. «У 99,99% людей параметры организма находятся за рамками оптимальных значений. У 35% существуют более глубокие медицинские проблемы», – пишут авторы стартапа и утверждают, что их главная цель – информировать и обучать людей тому, как правильно следить за своим здоровьем и управлять им. 

Умные добавки

БАДы – часть культуры биохакинга и быстро растущий тренд среди тех, кто стремится управлять здоровьем. С их помощью потребители укрепляют иммунитет, замедляют старение, повышают качество жизни и производительность. 

Например, один из самых известных в мире биохакеров – инвестор Кремниевой долины Дэйв Эспри признавался, что потратил более $1 млн на изучение своего организма и ежедневно принимает около 100 таблеток: гормоны, антидепрессанты, БАДы и лекарства от конкретных болезней в профилактических целях. 

Мировой рынок биодобавок к пище вырастет вдвое в период с 2021 по 2028 г. – с $71,8 млрд до $128,6 млрд, прогнозирует аналитическая компания Fortune Business Insights. По ее оценкам, устойчивый спрос на три крупнейших сегмента рынка – витамины, минералы и протеины – формируется людьми, занимающимися спортом. А прирост рынка происходит за счет людей, которые приобретают микронутриенты для улучшения самочувствия и общего поддержания здоровья. 

Пандемия COVID-19 придала мощнейший импульс рынку БАДов, отмечают эксперты Fortune Business Insights. При среднем ежегодном росте рынка на 8,6% в коронавирусном 2020 году продажи биодобавок выросли на 26,9%. Дальнейшему развитию рынка будут способствовать потребительский спрос на товары для здорового образа жизни и поддержка отрасли на государственном уровне. Например, в июле 2020 г. индийское правительство анонсировало стимулирующий пакет мер объемом $535 млн по культивации лекарственных трав и производству растительных добавок.

Климат как триггер

Российский рынок БАДов также получил мощный импульс к развитию во время пандемии. По данным DSM Group, в 2020 г. продажи БАДов, поддерживающих функционирование иммунной системы, выросли на 124,4% по сравнению с предыдущим годом. В целом продажи БАДов в ковидном 2020 году выросли на 19% до 76,6 млрд руб., при том что продажи обычных фармпрепаратов увеличились всего на 10,6%, подсчитали аналитики DSM Group (в компании считают продажи только в сегменте аптечной розницы). «Пандемия ясно показала всем, что крепкое здоровье является важнейшей ценностью современного человека, а его поддержание требует постоянного внимания и комплексного подхода», – отмечает Турсин из Siberian Wellness. 

Кроме общемировых трендов, подогревающих интерес к БАДам, в России есть собственный фактор – климат, отмечает исследовательская группа Ipsos. «Климатические условия северных регионов с низкой инсоляцией (облучение поверхностей солнечным светом. – «Ведомости&»), в которых по большей части расположена Россия, экономические кризисные условия, депрессивные состояния населения – эти и иные факторы подталкивают женщин (основная категория потребителей БАДов – женщины среднего и старшего возраста, отмечается в исследовании Ipsos. – «Ведомости&») к поиску средств для нормализации состояния. Это не только обогащение рациона витаминами, но и снижение стрессовых факторов, повышение бодрости и работоспособности», – объясняет старший исследователь Ipsos в России Анастасия Жарикова в докладе «Российские потребители и БАДы».

С ростом популярности БАДов меняются и взаимоотношения потребителей и производителей добавок. Потребители становятся более грамотными и информированными, а производители видят свою миссию в том, чтобы не только выпустить витамины, но и объяснить, как те или иные нутриенты влияют на организм, отмечает Турсин . По его словам, сибирская компания, выпускающая витамины, фитопродукты, косметику и функциональное питание, опирается на научные знания и доказательную медицину и знакомит с ними потребителей. 

«К примеру, мы одними из первых на российском рынке стали использовать альфа-казозепин в составе своих антистресс-продуктов. Этот лактопептид отвечает за успокаивающее действие грудного молока на маленьких детей. Его роль в устранении симптомов стресса показана в ряде клинических исследований, проводившихся в начале 2000-х гг.», – приводит пример Турсин. 

Биопрепараты на основе растительных и других натуральных компонентов во многом востребованы в России из-за страха побочных эффектов от потребления синтетических препаратов. Пищевые добавки на этом фоне воспринимаются как профилактические средства или средства с наиболее деликатным механизмом действия, отмечают исследователи Ipsos.

Еще одним критерием, влияющим на спрос, является отношение производителя БАДов к экологии. «Тренд на экоответственность и бережное отношение к природе – это уже не просто мода, а часть современной культуры потребления. Доверие к биодобавкам теперь во многом зависит не только от их безопасности для человека, но и от того, как их производство влияет на окружающую среду», – резюмирует Турсин.

Александра Мальцева

Источник