Эхо эпидемии на рынке БАД

Пандемия коронавируса изменила сознание людей. Многие задумались о профилактических мерах для сохранения своего здоровья. В результате, интерес к БАД стабильно растет. По данным международной исследовательской компании Euromonitor International, за последние два года рынок биодобавок в России увеличился на 13%. 

Растущая популярность БАД на основе натуральных биологически активных веществ объясняется несколькими факторами, отмечают эксперты. «Люди ищут естественные альтернативы традиционной медицине, уделяя особое внимание профилактике и снижению риска заболеваний», – пояснил руководитель представительства Coral Club в России Константин Хохлов. Моду на БАД, по его мнению, также стимулируют и научные достижения. Исследования натуральных веществ доказали их положительное воздействие на здоровье. Например, обнаружено, что куркума и куркумин обладают противовоспалительными свойствами, жирные кислоты омега-3 способствуют здоровью сердца, зеленый чай действует как антиоксидант, а пробиотики полезны для кишечника. «Молодые люди в большей степени предпочитают функциональное питание и витаминные комплексы, люди старшего поколения выбирают продукты на основе фитокомпонентов, в первую очередь трав», – рассказал генеральный директор «Тенториум» Сергей Семушин.

Сегодня в России биодобавки распространяются по трем каналам: аптеки, онлайн-площадки и сетевой маркетинг. Второй считается самым рискованным. Согласно отчету Центра стратегических разработок, в 2022 г. 25% БАД на маркетплейсах не имели государственной регистрации. При этом подавляющее большинство производителей добавок выбрали третий канал: MLM-направление, поскольку оно позволяет получить обратную связь, лучше контролировать качество продукции и быстрее замечать новые запросы. Этот формат сочетает фирменные магазины, собственные пункты выдачи в разных городах и онлайн-продажи. Как сообщила президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева, по итогам прошлого года в РФ было реализовано биодобавок на сумму 54,4 млрд руб. В текущем году эксперт ожидает роста продаж БАД еще на 10-15%. По данным DSM Group, в первые восемь месяцев 2023 г. коммерческий рынок БАД увеличился в рублях на 13,7% относительно аналогичного периода 2022 г. БАД – безусловный лидер продаж и в секторе eCom.

Всего на российском рынке в минувшем году было представлено свыше 3 000 наименований БАД более чем от 1 000 производителей. При этом в течение 2022 г. на рынке появилось более 500 новых БАД. Многие аптечные сети выпускают добавки под собственной торговой маркой. 

Существенно сокращается доля импорта БАД в РФ. В 2022 г. она уменьшилась почти на 20,3%. Ряд западных производителей приостановили деятельность на российском рынке. А вот их конкуренты из дружественных стран, напротив, воспользовались удобным моментом, чтобы занять освободившиеся ниши. Как сообщила Анна Трофименкова, президент Tiens Group в России, по итогам 2022 г. компания увеличила поставки БАД из Китая в нашу страну примерно в два раза. Положительная динамика продолжается и в этом году. 

При этом ряд российских производителей увеличили экспортные поставки. В Японии усилила рыночные позиции Mirra. А «Тенториум» поменял дизайн и формат упаковки для продукции, поставляемой в ОАЭ, где потребители ценят креатив. 

По оценке Роспотребнадзора, сейчас биодобавки принимают 8-20% россиян. Доля граждан, регулярно употребляющих БАД, ежегодно увеличивается примерно на 5%, считают в DSM Group. Мировой лидер по приему биодобавок – Япония, там их употребляет 90% граждан, на 2-м месте – Индия с 75% населения.

Источник: https://www.vedomosti.ru/ecology/science_and_technology/articles/2023/10/26/