Как утолить кадровый голод в фармации — отвечают эксперты
Российская фармацевтическая отрасль на фоне бурного развития близка к настоящему кадровому голоду. Аналитики отмечают, что спрос на сотрудников фармспециальностей в сравнении с прошлым годом увеличился на 23-25%, в то время, как на столько же меньше становится соискателей. Кроме того, работодатели указывают на отсутствие практических навыков у молодых специалистов, которых приходится обучать на производстве. По мнению экспертов, для решения проблем с подготовкой кадров для отрасли, необходимо усилить профориентацию среди учеников школ, повысить престиж фармацевтических профессий, выстроить систему непрерывного образования для молодых специалистов и для преподавателей и откорректировать программы с увеличением доли практики. «ФармМедПром» собрал мнения экспертов, представителей профильных министерств, вузов и производителей по этим проблемам. Обсуждение проблем подготовки кадров для фармацевтической отрасли состоялась 27 сентября в рамках VIII Всероссийской GMP-конференции «GMP: надлежащее качество в современных условиях», которая проходит в Екатеринбурге. Спрос и предложение Ирина Новикова, генеральный директор GxPNews, на основе данных, представленных профильными министерствами, отметила, что проблема кадров очевидно усугубляется. По ее словам, из-за отсутствия системной аналитики трудно оценить, как выпускники распределяются внутри отрасли. Судя по контрольным цифрам, в этом году примерно 26 тысяч студентов будет обучаться по специальностям, которые относятся к фармацевтической отрасли. «Это много или мало? Хватает это для отрасли или нет?», — задала она риторический вопрос. По данным агрегаторов по трудоустройству, если сравнивать 2023 и 2022 годы, виден четко выраженный рост спроса со стороны работодателей на 22-25%. В то же время, число резюме пропорционально сократилось на 22%. Отмечается очевидный дисбаланс между спросом и предложением. Такой показатель, как hh индекс, который соотносит уровень предложения и спроса на рынке труда в фармотрасли равняется 2.0, а при показателе 1,9 ситуация становится критической. Фармпредприятия расширяются, а кадров больше не станет Фрмацевтическая отрасль динамично развивается, создаются новые предприятия и новые рабочие места, но увеличения притока желающих получить фармобразования нет. «Данные по результатам сдачи ЕГЭ по профильным для нас дисциплинам: химия и биология, — устойчивый тренд на снижение в течение пяти лет. Это говорит о том, что больше в отрасли людей не будет, потому что эти экзамены — это порог входа», — поясняет Ирина Новикова. Она также обратила внимание, что сейчас образование, связанное с химией, получают пищевики, педагогические работники, фармацевты и другие, но нет прогноза, сколько из них придет в фармотрасль.«Если у нас выпуск 25-26 тысяч, то можно ожидать, что роста кадров мы не увидим», — считает она. Престиж профессии Результаты опросов показывают, что привлекательность фармацевтической профессии снижается, сотрудники фармпредприятий не хотят, чтобы их дети работали в этой отрасли. 12-летнее исследование, проведенное Высшей школой экономики и посвященное образовательным траекториям российской молодежи, показало, что в 70% случаев решение, где учиться, принимается в семье. Ключевым фактором являются также экономические возможности семьи. Кроме того, сместилось время принятия решения о будущей профессии. Все большее число школьников хотят завершить образование после 9 класса и быстрее приобрести работу, которая позволит зарабатывать. Эта тенденция пагубна для высокотехнологичной фармотрасли, которая требует высшего образования. По экспертным оценкам, отметила Новикова, «дефицит кадров, который уже очевиден, в ближайшие 2-3 года может усилиться до 30%». Профориентация начинается в школе. Очевидно, что профориентационную работу не достаточно сместить в старшие классы школы, это требуется делать уже в начальной школе или даже в детском саду. Успешным опытом выстраивания такой системы поделилась Татьяна Вязьмина, директор по качеству ГК «Р-Фарм». Она считает важным популяризировать профильные предметы для фарминдустрии — химию, биологию, а заинтересованные предприятия должны выделять ресурсы и проводить лекции для школьников. Также нужно поднимать престиж фармспециальности, оказывать помощь в профориентации. Татьяна Вязьмина рассказала, что предприятие выстраивает взаимосвязанную систему: кроме школьников фармклассов, общение по предметам продолжается со учениками во время профильных смен. «Важно развивать такие образовательные центры, как “Сириус”», — сказала она. В систему ранней подготовки специалистов для фармотрасли на «Р-Фарм» входит и проведение олимпиад, научных конференций, практик-стажировок, получение стипендий. Совместно с вузами развиваются магистерские программы, био-турниры. Взаимодействие организовано с 30 вузами. Студентам, участвующим в проектах, обеспечивается практика, а 75% — трудоустраиваются на «Р-Фарм». Очень полезным эксперт считает дуальное образование в профильных колледжах, когда будущий сотрудник получает сразу две специальности, востребованные на фармпроизводстве. Ситуационные центры дают навыки работы Обучение персонала предприятий должно продолжаться в ситуационных центрах, где специалисты получат навыки работы на производстве конкретных лекарственных средств. Ситуационные центры появляются, но их мало. «Иногда специалиста-химика ставят в тупик такие понятия, как «процент» или «сделать навеску» и даже, как правильно мыть руки. Эти ситуационные центры должны прививать и более сложные навыки, на которые производитель не должен тратить время», — считает руководитель. По ее мнению нужно шире применять опыт международной фармы, проводить мастер-классы, чемпионаты, развивать послевузовское образование. Ожидания и реальность Фармацевтическая отрасль очень нуждается в молодых специалистах, которые обладали бы опережающими компетенциями и были способны решать задачи в области обращения лекарственных средств. Работодатель ожидает, что выпускник придет в компанию и уже будет владеть практическими навыками в области разработки, производства, валидации, проектирования, информационными технологиями, системами анализа для моделирования, и другими, считает Наталья Пятигорская, заведующая кафедрой промышленной фармации Сеченовского университета, доктор фармацевтических наук, член-корреспондент РАН. «На самом деле, отсутствие практических навыков у выпускника и отсутствие возможности у вуза дать ему такую практику и приводит к несостоявшимся ожиданиям работодателя. Выпускники выходят из вуза без практических навыков, а потому им сложно найти работу по специальности», — считает она. «Практически нет такого завода, который не испытывал бы потребности в кадрах», — заметила Лилия Титова, исполнительный директор «Союза профессиональных фармацевтических организаций» (СПФО). Работодатели ждут специалистов которые имеют компетенции в области технологии производства ЛП, в области контроля качества со знанием современного оборудования лабораторного, специалистов, которые могут развивать науку и на заводском уровне, и на более серьезном. Кадры для фармпромышленности готовят фармацевтические, технологические вузы, вузы пищевой промышленности и университеты. По ее мнению, делать акцент в подготовке специалистов только на фармвузы — это не совсем правильно, поскольку, считает она, фармвузы больше ориентированы на подготовку специалистов для аптечных учреждений. Самая большая проблема, что у вузов нет возможности дать практическую подготовку. «Невозможно подготовить специалиста для завода, если он его никогда не видел, не проходил практику и не погружался в эту тему», — отметила она. Лилия Титова высказала мнение о необходимости корректировки программ по заводской технологии силами не только преподавателей вузов, но и практических специалистов, «которые покажут, что в эти программы нужно добавить, что расширить». Она привела в пример опыт Санкт-Петербургской фармакадемии и Ярославского фармкластера, в системе которого не только высшее, но и среднее образование. Образование должно быть непрерывным Стажировки нужны не только специалистам, но и регуляторам, и преподавателям, уверена Наталья Пятигорская, поскольку существует «большой разрыв между тем, что преподают, и тем что есть на самом деле». Необходимы центры передового опыта на базе университетов, поддержка аспирантских программ в области научных исследований. «Что нам сегодня нужно — и вузам, и отрасли — создание прочной системы, которая бы обеспечила наличие у выпускника практических навыков, продолжающегося обучения регулятора, наличие знаний и кругозора у преподавателей», — сказала она. Пока преподаватели профильных кафедр имеют возможность повышать квалификацию, в основном, только через образовательные конференции, профильные выставки и ряд других не системных мероприятий. О кураторстве фармкомпаний над вузами Лилия Титова также обратила внимание, что что фармкомпании чаще работают с вузами мегаполисов, в то время. как заводы строятся не в черте этих городов. «По опыту СФПО видим, что самые большие проблемы испытывают предприятия, которые открывают производственные площадки в зоне Нечерноземья, за Уралом, в Сибири. Строят суперсовременный завод, но кадры брать негде», — сказала она. По ее мнению, решению этой проблемы может способствовать создание системы кураторства фармпредприятий над вузами, которые имеют сильные кафедры заводской технологии. Тогда будет возможность проходить практику в глубинке и выше вероятность, что выпускники поедут работать на уже известное им производство. «Тренд на то, чтобы ехать за работой существует во всем мире», — считатет она. Невозможно в каждом вузе создать базу для практики мини-завод или мини-цех, поэтому нужно открывать центры подготовки, куда придут студенты, выпускники и аспиранты, которые планируют работать в промышленности. На его площадках можно сконцентрировать оборудование, мини-цех, лабораторное оборудование, где можно отрабатывать навыки. «Ресурсы не надо распылять, ресурсы нужно сконцентрировать и, более того, центр будет договариваться, где будут стажироваться студенты. Проблема стажировки очень важна», — добавила она. Целевое обучение — важное звено в подготовке кадров Представители Минздрава и Минобразования, подводя итоги дискуссии по подготовке специалистов для фармотрасли, обратили внимание на то, что компании мало используют такой значимый механизм кадрового регулирования как целевое обучение. «Любой производитель может использовать и готовить студента с первого курса для себя, обеспечив практикой, наставничеством каждого обучающегося», но это почему-то не делается, подчеркнула Евгения Панасенко. По ее словам, Минздрав, как центр ответственности, на 2024 год увеличил долю обучающихся по целевым направлениям с 10 до 20 процентов, но этим механизмом не пользуются. Как отметил Алексей Левченко, заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, «меняющиеся условия требуют от нас быстрых решений в сфере подготовки кадров. Диалог ведем с профессиональным сообществом, поскольку именно они ставят задачи перед отраслевым образованием. Совместный диалог поможет создать некий импульс, чтобы формулировать задачи для системы образования».
Источник: https://pharmmedprom.ru/articles/kadri/