О Знаке соответствия
Начавший формироваться в 90-х годах рынок биологически активных добавок продолжает свое поступательное движение и сегодня. Причем, объемы рынка постоянно растут, и темпы этого роста идут по возрастающей из года в год. В основном благодаря активному росту данный сегмент фармацевтического рынка был и остается привлекательным для бизнеса.
Кроме этого рынок БАД растет и технологически. Создаются современные предприятия, соответствующие самым высоким стандартам качества, используется сложное многокомпонентное сырье, усложняются технологические производственные процессы. Возрастает также и значение социальной стороны данного сегмента бизнеса. С каждым днем увеличивается количество компаний пользующихся системой добровольной сертификации БАД и, в частности, прошедших сертификацию в АНО «Центр СанПитКонтроль».
В настоящее время, в связи с ухудшением экологической обстановки в мире, в общем, и в России, в частности, с нарушением режима и структуры питания, возросшим воздействием стрессовых факторов и в силу веяний моды, пищевые добавки прочно вошли в нашу жизнь. Они призваны, главным образом, корректировать питание человека и быть источниками веществ, поступление, которых в организм с пищей недостаточно. Это единственная функция биологически активных добавок! На этикетках и в инструкциях не должна содержаться информация о предотвращении и лечении какого-либо заболевания.
Однако на этом фоне, несмотря на натуральное сырье и широкий ассортимент, продолжает сохраняться некоторое недоверие к биологически активным добавкам, что связано, на наш взгляд, с несоответствием заявленных производителем и реальных свойств продукции, возросшей грамотностью потребителя и работой Роспотребнадзора.
Число производителей БАД постоянно растет. Связано это, в первую очередь, с простотой регистрации БАД и другими лояльными условиями и нормами производства. Если в 2005 году было примерно 600 производителей, в 2006 уже 800, в 2007 их число еще возросло. Зачастую незнание нормативной и законодательной базы не позволяет производителям правильно оформить свою продукцию. Под правильным оформлением мы имеем в виду инструкции по применению и упаковку добавок. Производители должны четко понимать функции БАД, а также знать и понимать Постановление №8 от 6 марта 2007 г. “Об усилении надзора за производством и оборотом БАД” и письмо Роспотребнадзора №0100/6272-06-32 от 07.06.2006 ( часть 1, часть 2) “Об усилении надзора за оборотом биологически активных добавок к пище (в доп. к письму от 26.04.2006 №0100/4776-06-32 )” и действовать в полном соответствии с этими актами.
В целях повышения эффективности и недопущения негативного воздействия БАД на здоровье населения в 2006 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (адрес: 127994, г. Москва, Банковский пер., д. 18/20) была создана, с учетом мирового опыта и практики использования этой продукции в Российской Федерации, необходимая нормативная и методическая база и основанная на ней система добровольной сертификации БАД (письмо №0100/4776-06-32 от 26.04.2006 “О системе добровольной сертификации биологически активных добавок к пище”). Система создана в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, часть 1, № 52, ст.5140) для организации и проведения работ по добровольной сертификации биологически активных добавок, пищевых добавок, пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников, и систем менеджмента качества организаций по их производству.
В рамках этой системы был организовано автономная некоммерческая организация «Центр сертификации биологически активных добавок, пищевых добавок и продуктов, полученных из генетически модифицированных источников» (сокращенно АНО «Центр СанПитКонтроль»). Продукты, прошедшие сертификацию в Центре, маркируются специальным знаком соответствия.
В сертификате отражаются результаты проведенных лабораторных и клинических исследований, которые могут быть использованы для рекламных и информационных целей. Также целью создания Центра была деятельность по разъяснению производителям БАД нюансов российских законов и нормативно-правовых актов, позволяющих выносить на упаковку и фиксировать в инструкции информацию, не противоречащую вышеуказанным актам.
На сегодняшний день сертификацию в Центре прошли многие крупные игроки рынка БАД, как отечественные, так и зарубежные. Полученные этими компаниями сертификаты подтверждают эффективность и соответствие свойств продукции, декларированных производителями, соответствие действующим нормативным документам, устанавливающим требования к этой продукции.
Рассмотрим ТОП 10 производителей БАД (в стоимостном выражении) в ноябре 2007 г. (по материалам агентства DSM group)
Рейтинг | Производитель | Сертификация |
1 | Эвалар ЗАО | Продукция сертифицирована |
2 | Диод ОАО | Продукция сертифицирована |
3 | Аква МДТ/Аквион ЗАО | Продукция не сертифицирована |
4 | Ferrosan AG | Продукция сертифицирована |
5 | Nycomed | Продукция не сертифицирована |
6 | Natur Produkt | Продукция сертифицирована |
7 | ВИС ООО (РИА Панда ООО) | Продукция не сертифицирована |
8 | Экомир ЗАО | Продукция сертифицирована |
9 | Pharma-med Inc | Продукция сертифицирована |
10 | Ньюмен Рус | Продукция не сертифицирована |
Как видно из таблицы, 6 из 10 ведущих производителей БАД прошли сертификацию в Центре «СанПитКонтроль». Непонятны причины, которые мешают остальным последовать их примеру. Ответ может быть только один: несоответствие заявленных свойств реальным. Кстати говоря, сертификация не только позволяет производителю и потребителю быть уверенными в качестве продукции, но и поднимает престиж и повышает статус производителя. Есть и еще один существенный плюс для производителя. В процессе сертификации проводится и подтверждение заявляемых свойств БАД. Рассматриваются результаты клинических исследований конкретных биологически активных добавок, научные данные о свойствах их ингредиентов. По результатам этих работ, Экспертный совет Системы может дать возможность производителю вынести на упаковку дополнительные сведения о действии БАД (кроме обязательных данных о составе и количественном содержании пищевых веществ), утвердить инструкцию по применению, содержащую подтвержденные сведения об их эффективности.
Если взять ТОП10 ведущих наименований БАД по объемам аптечных продаж (по материалам агентства DSM group), 6 из 10 прошли сертификацию в Центре «СанПитКонтроль».
Рейтинг | Наименование | Производитель | Сертификация |
1 | Капиллар | Диод ОАО | Продукция сертифицирована |
2 | Черника-форте | Эвалар ЗАО | Продукция сертифицирована |
3 | Овесол | Эвалар ЗАО | Продукция сертифицирована |
4 | Сеалекс | ВИС ООО (РИА Панда ООО) | Продукция не сертифицирована |
5 | Виардо | Диод ОАО | Продукция сертифицирована |
6 | Тройчатка эвалар | Эвалар ЗАО | Продукция сертифицирована |
7 | Геримакс- Энерджи | Nycomed | Продукция не сертифицирована |
8 | Лютеин — Комплекс | Экомир ЗАО | Продукция сертифицирована |
9 | Алфавит | Аква МТД/Аквион ЗАО | Продукция не сертифицирована |
10 | Лактофильтрум | Сти Мед Сорб | Продукция не сертифицирована |
В заключение хочется сказать, что путь к цивилизованному и стабильному рынку прокладываем мы сами: производители, дистрибьюторы, аптеки, потребители, инспектирующие органы. И мы не должны забывать, что путь этот тем короче, чем быстрее мы сможем найти общий язык друг с другом.
Мы приглашаем к сотрудничеству производителей БАД, дистрибьюторов, аптеки.