Открыты новые возможности применения метабиотика на основе штамма Lactobacillus в эпоху COVID-19

Как известно, Helicobacter pylori играет важную роль в развитии воспалительной и эрозивно-язвенной патологии желудка и двенадцатиперстной кишки.1 Однако ряд специалистов обращают внимание на то, что H. pylori-ассоциированный гастрит с эрозиями может рассматриваться в качестве фактора риска неблагоприятного течения COVID-19.2 Более того, само наличие хеликобактерной инфекции у человека может способствовать его инфицированию вирусом SARS-CoV-2. 

В 2021 году в журнале «Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология» были опубликованы новые клинические рекомендации «Хронические диареи у взрослых», разработанные Российским научным медицинским обществом терапевтов и Научным обществом гастроэнтерологов России. Учитывая современные реалии, ведущие эксперты уделили особое внимание проблеме диареи при новой коронавирусной инфекции.
Безусловно, первым органом-мишенью инфекции SARS-CoV-2 выступают легкие. Но за два года пандемии накопилось много данных, демонстрирующих, что от коронавируса страдают сердце, кровеносные сосуды, почки, мозг, кишечник. Распространенные в клинической картине COVID-19 диарея, рвота, тошнота, боли в животе, желудочно-кишечные кровотечения свидетельствуют о явных поражениях желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) при этой инфекции. И они могут достигать 50% случаев (по разным данным варьируются с частотой от 3 до 79%), даже при отсутствии респираторных проявлений, предшествуя им и выступая первыми симптомами заболевания.3 Что, в принципе, понятно, так как рецепторы (ACE2), которые вирус использует для проникновения в клетки хозяина, экспрессируются в пищеводе, желудке, тонком кишечнике, толстой кишке, печени и поджелудочной железе.
Эксперты также ссылаются на исследования, в которых установлена связь между микробиотой кишечника и легких, двусторонняя коммуникация этих бактерий (и их метаболитов) через лимфатическую систему.4
Специалисты в эксперименте наблюдали, что у мышей с нарушениями микробиоты кишечника грипп протекает в более тяжелых формах. Они предположили, что состав микробиоты кишечника может оказывать влияние на иммунный ответ против некоторых вирусных респираторных агентов и таким образом на исход заболевания.
Позже это позволило им выдвинуть гипотезу о предполагаемой роли оси «кишечник—легкие» в модуляции патофизиологии COVID-19, последующей иммунной активации и о необходимости учитывать исходно возможность дисбиоза кишечника и повышенную проницаемость кишечника.
И хотя сегодня прямых доказательств, подтверждающих гипотезу о влиянии оси «кишечник—легкие» на течение инфекции, вызванной SARS-CoV-2, нет, китайские ученые, первыми столкнувшиеся с этой инфекцией, рекомендовали использовать пробиотики у тяжелых пациентов с COVID-19 для сохранения кишечного гомеостаза и предотвращения бактериальной инфекции.5
И разработчики отечественных клинических рекомендаций «Хронические диареи у взрослых» (НОГР/РНМОТ) также предлагают пациентам с Long Covid-диарейным синдромом применять пробиотик — метабиотик на основе метаболитов инновационного6 штамма лактобактерий L. reuteri DSMZ 17648.7 В России зарегистрирован такой продукт — это «Хелинорм®». 
«Хелинорм®»
Метабиотик, который содержит полезные бактерии для борьбы с Helicobacter pylori (H. pylori).
Активное вещество: PylopassTM (инактивированные бактерии пробиотического штамма Lactobacillus reuteri), 200 мг.
Действие: поддержка баланса микрофлоры желудка, ее нормализация.
Преимущества:
• эффект от приема сохраняется даже через 6 месяцев после завершения приема продукта;
• безопасность: без побочных действий и противопоказаний (только индивидуальная непереносимость компонентов);
• удобство приема: по 1 капсуле 2 раза в день во время еды (утром и вечером). Курс — 28 дней;
• сочетается с антибиотиками. Также совместим с любой диетой и напитками;
• разрешен взрослым и детям с 6 лет, а также беременным и кормящим женщинам. 
H. pylori и COVID-19: есть ли взаимосвязь?
Метабиотик штамма лактобактерий L. reuteri DSMZ 17648 хорошо знаком специалистам как продукт, способствующий выведению из организма бактерии H. pylori. Как известно, персистенция этой бактерии в слизистой оболочке и подслизистом слое стенки желудка приводит к развитию хронического гастрита с повышением продукции гастрина, усиливающего секрецию соляной кислоты.8
По словам президента Научного общества гастроэнтерологов России и вице-президента Российского научного медицинского общества терапевтов, доктора медицинских наук, профессора Л.Б. Лазебника, хеликобактер нарушает структуру защитной слизи. В ней образуются «дырки», через которые коронавирусу гораздо легче проникнуть в клетки стенок желудка.9 Поэтому при выявлении H. pylori-инфекции показана эрадикационная терапия.
Сегодня специалисты включают в свои протоколы эрадикации H. pylori метабиотик на основе метаболитов штамма лактобактерий L. reuteri DSMZ 17648. Этот штамм обладает уникальной способностью специфично связываться с клетками H. pylori, образуя с ними ко-агрегаты. В таком состоянии патоген утрачивает способность связываться со слизистой желудка и выводится из организма естественным путем.10 
Л.Б. Лазебник: «По сути дела, хеликобактериоз — это дисбиоз (состояние, при котором меняется соотношение между различными представителями микрофлоры). Поэтому мне представляется, что очень важным направлением будет восстановление эубиотического равновесия в желудке с помощью определенных штаммов микроорганизмов, которые помогают устранить агрессивность H. pylori. И уже сегодня в рекомендации Всемирной гастроэнтерологической ассоциации такие штаммы включены. В их числе штамм Lactobacillus reuteri DSMZ 17648, являющийся природным антагонистом H. Pylori». 
Материал партнера: «Эвалар»

Источник