В ожидании старта: что нам готовит грядущая маркировка БАД и как организовать ее на своем производстве?

Участники ежегодного международного форума PharmPro рассмотрели перспективы рынка БАД в свете запланированной на осень обязательной маркировки. По словам руководителя товарной группы «Фарма» ЦРПТ Егора Жаворонкова, старт обязательная маркировка ожидается 1 сентября.

«В течение месяца производители должны будут отладить все процессы нанесения кода, зарегистрироваться в системе МТ. Уже с первого октября вся продукция, произведенная в РФ должна будет маркироваться», — подчеркнул эксперт.

Таким образом, у участников рынка остается всего три месяца, чтобы обеспечить нанесение маркировки на свою продукцию. Причем, по мнению представителей компаний-поставщиков готовых решений для маркировки те, кто успеет организовать этот процесс до сентября, окажутся в более выгодном положении и смогут занять ниши менее расторопных участников рынка. В первую очередь это связано с трудностями поставки оборудования из-за рубежа. Многие производители лекарственных препаратов, маркировка которых стала обязательной два года назад, сейчас также ищут альтернативные решения для нанесения DataMatrix-кода на упаковку. Это создает определенный ажиотаж, поскольку поставщиков российских решений, адаптированных под требования регулятора, не так много. Производители БАД рискуют попасть в лист ожидания и не успеть к заявленным срокам организовать весь процесс нанесения маркировки.

Эксперты отмечают, что рынок биологически-активных добавок к пище стремительно развивается. Уход многих иностранных производителей открыл для отечественных компаний новые возможности. Лидерство по-прежнему удерживают три крупнейших производителя, однако суммарно ТОП-10 брендов сгенерировали только 36% знания в категории БАД. То есть рынок пока не монополизирован. 

Кроме того, последний год отмечен растущей популярностью биологических активных добавок к пище, выпускаемых под собственной торговой маркой. Во многом это стало возможно благодаря развитию электронных торговых площадок. Согласно информации «Союза производителей БАД», динамика роста по итогам прошлого года в сегменте е-com составила 91%, тогда как у традиционной аптеки данный показатель – 16%. В целом же объем рынка в денежном выражении составил более 100 млрд рублей, что на 13% выше показателя 2021 года. По предварительным прогнозам, в текущем году эта сумма составит уже более 115 миллиардов.

По-прежнему актуальной остается проблема прослеживаемости и прозрачности интернет-каналов продаж. Согласно оценке НИУ ВШЭ, объем незаконного оборота в 2022 год составил 466 млн упаковок — около 45% от общего объема рынка биологически активных добавок к пище.

По словам заместителя директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Олега Тухватуллина внедрение системы МДЛП позволило значительно снизить объем фальсифицированных, некачественных или незарегистрированных лекарств. Только в 2022 году удалось остановить оборот таких препаратов на сумму более 1 млрд рублей.

«Кроме того, данный цифровой инструмент защищает интересы льготных категорий граждан, позволяет оценивать риски возникновения дефектуры лекарственных препаратов, выявлять случаи завышения цен», — сообщил Олег Тухватуллин.

В правительстве уверены, что ожидаемая обязательная маркировка существенно сократит долю незаконного оборота БАД, чем повысит конкурентоспособность «белых» участников рынка.

О том, как организовать процесс маркировки с технической точки зрения участникам форума рассказал директор по развитию информационных технологий компании «Промис» Андрей Коробов. По словам эксперта, трех месяцев для этого вполне достаточно, но лучше не откладывать вопрос в долгий ящик, а прямо сейчас проконсультироваться со специалистом.

Он рассказал, что на данный момент существует три варианта нанесения DataMatrix-кода: печатать на потребительской упаковке непосредственно на производстве, печать маркировки на стикерах с последующим нанесением их на упаковку, либо заказ уже готовых промаркированных упаковок в типографии. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, которые зависят от предъявляемых требований по упаковке продукта, особенностей процессов планирования производства. При выборе поставщика решений важно учитывать, находится ли он в реестре надежных поставщиков, прошедших предварительное тестирование и одобрение. Проверить это можно на сайте «Честный знак», что особенно важно при выборе программного обеспечения, которое должно актуализироваться под требования регулятора и интегрироваться с системами ФГИС МДЛП либо ГИС МТ.

Ознакомиться с докладами и кейсами спикеров подробнее можно на сайте сообщества PharmPRO.

Источник: https://pharmpro.pro/blog/