Новости

То ли еда, то ли БАД, то ли лекарство

Форум «Фармлига: встреча лидеров» вновь громко заявил о себе, став местом встречи бизнеса и власти. Топ-менеджеры и собственники аптечных сетей, производители, дистрибьюторы получили возможность обменяться мнениями, задать острые вопросы представителям федеральных структур, занимающихся фармрынком, и обсудить свои перспективы на ближайшее будущее.

Оживленную дискуссию всегда вызывает обсуждение проблем рынка БАД. Маркировка только подсветила их масштаб. Что ж, сейчас прорабатываются цифровые технологии, не позволяющие контрафакту проникнуть на рынок, сообщает руководитель проектов Центра развития перспективных технологий Любовь Андреева. К решению проблемы подключается искусственный интеллект. В разных странах имеются требования GMP на БАД, а у нас только ГОСТ и добровольная сертификация, удивляется директор ГИЛСиНП Владислав Шестаков. Поэтому производитель не знает, в каких условиях выращено или синтезировано сырье. Аптека не понимает, в каких условиях хранился уже готовый продукт. Регуляторные требования следует распространить на всю товаропроводящую цепочку. Надо создавать единые требования также к проведению экспертизы, таково мнение исполнительного директора СРО «Союз производителей БАД к пище» Александра Жесткова.

Да у ж, на маркетплейсах БАД часто декларируются как комплексные пищевые добавки. На эту категорию должен обратить свое внимание Роспотребнадзор. К тому же БАД на складах маркетплейсов могут храниться как угодно и с чем угодно, возмущается исполнительный директор СРО АСНА, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. Не слишком ли большая свобода предоставлена маркетплейсам? Ведь в итоге они не несут никакой ответственности.

Маркетплейс оказывает полный набор услуг и именно за это получает процент от выручки продавца, соглашается депутат Госдумы РФ, член Комитета по защите конкуренции Ирина Филатова. Законодательная база в отношении маркетплейсов формируется, маркетплейсы скоро заставят выполнять закон — другого выхода нет. А пока что добросовестные импортеры БАД сталкиваются на маркетплейсах с «серым» импортом. И это в то время, когда любой маркетплейс легко может все оцифровать и понять, что и где у него продается, говорит генеральный директор «Мьюз Медиа» Александр Черниченко. Но желания у маркетплейсов нет, потому что нет ответственности. Для добросовестных импортеров это большая боль. Увы, рынок БАД до сих пор находится в «серой» зоне, настаивает господин Черниченко. Участники дискуссии также высказались за контрольные закупки БАД, введение входного контроля на маркетплейсах, регистрацию сырья для БАД и пострегистрационный контроль. Последний действует в отношении лекарств. Пришла пора распространить его и на БАД.

Источник: «ФМ. Фармация и Медицина» № 10, 2024