Новости

Серый рынок БАД продолжает расти из-за маркетплейсов

Продажи БАД на маркетплейсах продолжают активно расти, заявил исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков на специальной сессии ИД «Коммерсантъ» в рамках «Интершарм-2024». При этом с развитием e-com увеличиваются и объемы проникновения контрафакта. По данным господина Жесткова, объем серого рынка БАД, реализуемого через каналы электронной коммерции, оценивается в 20–25 млрд руб. ежегодно.

«Дистанционная торговля БАД стала возможна с 1 января 2021 года, когда было принято соответствующее постановление. Тогда мы выступали против открытой реализации через интернет. Было очевидно, что этот канал без соответствующего регулирования станет точкой входа контрафакта, что и произошло. Существует огромный пул продукции, который завозится на маркетплейсы индивидуальными предпринимателями в основном через подмену документов», — рассказал господин Жестков.

По его мнению, решить сложившуюся проблему поможет вступившая в силу обязательная маркировка, а также недавно внесенный в Госдуму законопроект, который может официально разрешить врачам назначать БАД. Этот же законопроект предполагает внесудебную блокировку сайтов, на которых торгуют запрещенными БАД.

Как отметила в ходе конференции создательница марок органической косметики Mi&Ko и экологичной бытовой химии Pure Water Екатерина Матанцева, на сегодняшний день в косметической отрасли есть проблема несоблюдения сроков годности продукции на маркетплейсах. «Периодически маркетплейсы продают не постепенно отгруженную продукцию, а ту, что нашли на складе. Наши потребители могут купить продукт с истекшим сроком годности. Вопрос маркировки для нашей отрасли — тоже вопрос маркетплейсов. Если в торговых сетях контроль за сроками годности — ответственность наших партнеров, то на маркетплейсах этого контроля нет», — добавила она.

По итогам 2023 года объем рынка БАД достиг 130 млрд руб. Традиционно крупнейшим каналом реализации остается аптечный сегмент, однако продажи через e-com продолжают стремительно расти. По данным Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в настоящее время доля незаконного оборота на рынке БАД может доходить до 20% и выше. Оценки Высшей школы экономики еще негативнее — по ее данным, объем незаконного оборота БАД в 2022 году составил 466 млн упаковок, или около 45% от общего объема рынка.

В августе Роскачество обнаружило на маркетплейсах более 400 БАД, в составе которых есть запрещенные вещества, среди них — листья коки, включенные в перечень наркотических средств. Более 60 тыс. БАД продавались на маркетплейсах без свидетельства о государственной регистрации — это одно из самых распространенных нарушений.

В 2024 году в России действует обязательная маркировка биологически активных добавок к пище. Такое решение было принято по результатам пилотного проекта, который закончился 1 марта 2023 год. C 1 мая 2024-го в России все участники, осуществляющие оборот БАД, должны начать передачу сведений в формате объемно-сортового учета через ЭДО.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/7229502