Новости

Рекомендации ФАС по недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕКОМЕНДАЦИИ

от 22 октября 2024 года

По недопущению гринвошинга в маркетинговой коммуникации

1. Общие принципы

Настоящие рекомендации направлены на предотвращение гринвошинга — то есть действий по распространению недостоверных (неполных, неточных или искаженных) или некорректных экологических заявлений, вводящих потребителя в заблуждение относительно экологических характеристик товаров (любые формы экологического маркетинга, выраженные в преувеличении или искажении улучшенных экологических показателей, в заявлении о товаре, которое невозможно проверить, которое неактуально или просто недостоверно) в целях получения необоснованных преимуществ.

Рекомендации не подлежат применению к информации о продукции, требования к маркировке которой установлены Федеральным законом от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 11.06.2021 № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками».

При этом под экологическим заявлением для целей настоящих рекомендаций понимается текстовая информация и/или специальные знаки (экомаркировка), относящиеся к товару или услуге, которые указывают на соответствие экологическим стандартам либо наличие определенных характеристик продукта, связанных с воздействием на окружающую среду.

Экологические заявления могут быть размещены на упаковке продукции, в документации на продукцию, технической информации, рекламе, а также в цифровых или электронных средствах массовой информации и сети Интернет.

В случае если указание на подтвержденные преимущества объекта экологического заявления с точки зрения его воздействия на окружающую среду и организм человека на всех этапах жизненного цикла предусматривает установление критериев для каждой категории продуктов или услуг для оценки их преимуществ и подтверждение соответствия им третьей стороной (уполномоченным органом, органом экомаркировки) на основе результатов проверки, содержание такого экологического заявления не предполагает оценочных или субъективных элементов, в связи с чем его использование не влечет рисков.

В то же время при размещении экологического заявления, достоверность которого подтверждается через сертификацию, следует обратить внимание на наличие стандарта, по которому проводится сертификация, в открытом доступе, а также проверить аккредитацию органа по сертификации в реестре Федеральной службы по аккредитации.

Хозяйствующие субъекты вправе сделать заявление об экологических характеристиках продукта, его компонента или упаковки, путем самодекларации, то есть без сертификации третьей независимой стороны.

Содержание, форма и способы представления и особенности использования самодеклараций без подтверждения третьей стороной в ряде случаев могут повлечь ошибочные выводы потребителя относительно наличия и значимости экологического преимущества продукта, как по причине отсутствия обязательных требований по этому вопросу, так и в результате недобросовестных действий отдельных хозяйствующих субъектов.

Такие действия в случае принятия хозяйствующим субъектом решения о размещении информации об экологических характеристиках своих товаров и экологической маркировке при введении их в оборот могут как повлечь введение потребителей в заблуждение, так и привести к получению такими игроками необоснованных преимуществ перед производителями товаров (услуг), действительно стремящихся к минимизации негативного влияния на окружающую среду.

2. Общие требования к экологическим заявлениям

Для предоставления потребителям информации о продуктах, их преимуществах, особенностях либо недостатках в части экологических заявлений в любом случае рекомендуется:

— предоставлять достоверную информацию о продукте;

— обеспечивать достаточность и непротиворечивость информации;

— в содержании и представлении информации учитывать уровень осведомленности и опыта потребителя;

— в случае, если заявление сопровождается пояснительной формулировкой, во избежание введения в заблуждение размещать ее в непосредственной близости к экологическому заявлению, которое она сопровождает, либо в форме примечания со «звездочкой» и использовать различимый по размеру и цвету без специальных усилий шрифт;

— исходить из принципов надежности/достоверности и ясности представляемой информации.

Принцип надежности/достоверности подразумевает использование обоснованных данных, в необходимых случаях подтвержденных третьей стороной. Достоверность экологических заявлений определяется тем, что указываемое свойство/характеристика товара объективно сокращает негативное воздействие на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла продукта либо на отдельных из них (уменьшается расход энергии; образующиеся отходы могут быть переработаны и т.п.).

Принцип ясности подразумевает точность и доступность экологического заявления, изложение его понятным языком, с необходимыми пояснениями, к чему именно оно относится — к продукту целиком или отдельным его элементам/стадиям производства, и доступностью подтверждающей информации (не относящейся к государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне).

3. Виды экологических заявлений и требования к ним

Исходя из действующих международных стандартов к экологическим заявлениям могут относиться следующие утверждения:

способный к разложению;

продукты с увеличенным сроком хранения;

пригоден для вторичной переработки;

содержание вторсырья;

переработанный материал;

восстановленный материал;

снижение использования ресурсов;

снижение расхода воды;

подходит для повторного использования;

сборно-разборная конструкция;

пониженное потребление энергии;

рекуперированная (восстановленная) энергия;

малоотходные продукты, комплектующие или упаковка.

Перечень формулировок экологических заявлений не является исчерпывающим. При этом соответствие перечисленным принципам в ряде случаев обеспечивается путем сопровождения экологического заявления дополнительной информацией об условиях реализации экологического преимущества.

На невыполнение перечисленных принципов, в частности, может указывать следующее:

— экологическое заявление не аргументировано и не детализировано указанием на конкретное экологическое свойство или характеристику соответствующей категории товара, в нем использованы неконкретные или широко трактуемые формулировки, подразумевающие экологическое преимущество продукта, такие как «экологически полезный», «экологичный», «экологически благоприятный/благоприятный для природы/для почвы», «экологически безопасный», «не загрязняющий», «без загрязняющих веществ», «углеродно-нейтральный», «безвредный для окружающей среды», «не разрушает озоновый слой», «нетоксичный», «чистый», а также «зеленый», «натуральный», за исключением случаев, когда такие характеристики являются частью наименования продукции или указанием на цвет товара;

— заявление не может быть понято без специальных познаний, например, утверждения типа «биоразлагаемая упаковка с оксо-добавкой d2w», «биоразлагаемые пакеты»;

— заявление об использовании в упаковке вторичного сырья не сопровождаются информацией о количестве вторичного сырья, например, «упаковка содержит вторичное сырье»;

— заявление в отношении конечной продукции не учитывает иные аспекты жизненного цикла производства и утилизации (указание на уменьшение негативного воздействия в процессе производства товара не исключает повышенное негативное воздействие на окружающую среду на стадии переработки этого же товара);

— заявление о компостируемости в отношении продукции, упаковки или их компонента, которые выделяют вещества в концентрациях, вредных для окружающей среды в какой-либо момент при разложении или последующем использовании;

— заявление указывает на эффект энергосбережения без значимых для реализации экологического преимущества уточнений, например, в отношении стирального порошка без указания на необходимость придерживаться определенной дозировки, температуры и режима стирки;

— заявление указывает на отсутствие ингредиентов или свойств, которые хотя и свидетельствуют о снижении негативного воздействия на окружающую среду, но изначально не присущи/не относятся к данной группе товаров, либо отсутствие данного элемента является исполнением императивного требования применимого законодательства;

— заявление создает впечатление, что продукция одобрена или сертифицирована независимой организацией либо уполномоченным органом (государством), если это не соответствует действительности;

— из заявления не ясно, применяется ли оно ко всей продукции или только к ее компоненту, упаковке или ее элементу, стадии оказания услуги: например, указание «подлежит переработке», размещенное на упаковке, элементы которой сделаны из разных материалов (картон и пластик), без уточнения, к какой части упаковки оно относится;

— заявление умалчивает о каких-либо условиях либо обстоятельствах, препятствующих реализации заявленного экологического преимущества: например, без информации о возможности переработки или разборки продукции, пригодной для дальнейшей переработки в разобранном виде, только в специальных пунктах приема и об ограниченной доступности таких пунктов на территории продажи товара.

При размещении экологического заявления:

а) при использовании сравнительного утверждения об экологическом преимуществе или улучшении должно быть указано основание для такого сравнения, например, указание на сравнимую продукцию того же либо иного поставщика, выполняющую аналогичные функции (например, конкретным основанием для сравнения может быть утверждение «углеродный след продукта А на 10% выше, чем углеродный след продукта В», однако утверждение «продукт А качественнее продукта В с экологической точки зрения» не будет отвечать данному требованию);

б) при размещении на товаре либо на его упаковке графических обозначений знаки, используемые для одного вида экологических заявлений, должны быть легко отличимы от других знаков, включая знаки для других экологических заявлений, а также от известных потребителю и/или установленных нормативными правовыми актами знаков экомаркировки или сертификации (например, маркировка не должна быть сходной с утвержденными знаками конкретных систем добровольной сертификации либо европейских или российских обозначений для отдельных категорий продукции, например, «organic», «био» и т.п.);

в) не следует использовать слова и выражения, сходные с нормативно закрепленными понятиями либо с описанием конкретных документов стандартизации в определенной области, в отсутствие полученного в установленном порядке сертификата именно по данным документам стандартизации: например, понятия «зеленые стандарты», «зеленое строительство», определенные в распоряжении Правительства РФ от 31 октября 2022 г. № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.», соответствие которым подтверждается на основании ГОСТ Р 70346-2022 «Зеленые» стандарты. Здания многоквартирные жилые «зеленые» и ряда иных национальных стандартов серии «Зеленые стандарты», — в описании объектов недвижимости без прохождения сертификации на соответствие указанным стандартам.

4. Последствия несоблюдения принципов и требований к экологическим заявлениям

Экологические заявления дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик. Если сообщаемая заинтересованным лицом информация об экологических характеристиках товара отвечает интересам потребителя, рынок такой продукции или услуги может быть расширен, число клиентов/покупателей и получаемая прибыль производителя либо поставщика вырастет.

В случае, если экологические заявления достоверны, это ведет к снижению вредного воздействия на окружающую среду соответствующего вида продукции или услуг и может способствовать расширению использования экологических заявлений.

В то же время недостоверные или некорректные экологические заявления не только стимулируют продажи и использование товаров, негативно воздействующих на окружающую среду, но и влекут перераспределение спроса на рынке в пользу недобросовестных участников в результате формирования у потребителя ошибочного представления о том, что производимый ими продукт обладает заявленными экологическими характеристиками, что может причинять ущерб хозяйствующим субъектам, не использующим нечестные способы продвижения продукции.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу статьи 14.2 Закона о защите конкуренции запрещается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

Статьей 14.8 Закона о защите конкуренции запрещаются иные формы недобросовестной конкуренции.

Перечень форм недобросовестной конкуренции в Федеральном законе «О защите конкуренции» является открытым, при этом вывод о возможности квалификации того или иного действия в качестве акта недобросовестной конкуренции устанавливается Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения каждого дела с учетом конкретных обстоятельств и собранных по делу доказательств с учетом необходимости доказывания наличия в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции.

С учетом изложенного в случае выявления действий, связанных с недобросовестным использованием экологических заявлений и направленных на создание у потребителя ошибочного впечатления об улучшенных экологических характеристиках какого-либо продукта соответствующие обстоятельства и действия хозяйствующих субъектов могут быть оценены ФАС России на предмет наличия признаков недобросовестной конкуренции.

Одновременно в качестве одного из справочных материалов для проверки соответствия экологического заявления данным рекомендациям может выступать, в том числе чек-лист по критериям Совета по профилактике гринвошинга https://bezgreenwashinga.tilda.ws/#rec753770960.

Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный сайт ФАС России fas.gov.ru по состоянию на 22.10.2024