Новости

Пакет законопроектов «О платформенной экономике» принят в первом чтении. Что там есть и когда новые нормы вступят в силу?

Государственная дума рассмотрела и единогласно приняла в первом чтении долгожданный закон о платформенной экономике, который, в числе прочих субъектов рынка регулирует и деятельность маркетплейсов.

Глава Минэкономики Максим Решетников, представивший плоды совместных усилий правительства, участников рынка и экспертов, заявил, что предложенное регулирование позволит защитить интересы всех вовлеченных в платформенную экономику сторон.

Почему говорят о «пакете»?

Почему говорится о пакете законопроектов — речь действительно идет не об одном документе. В пакет входит базовый документ о регулировании этой сферы и законопроект-«спутник», вносящий поправки в отраслевое законодательство:

  • Закон о защите прав потребителей,
  • Закон об основах государственной деятельности,
  • Закон о деятельности иностранных лиц в Интернете.

Базовый документ вводит в законодательство понятия «платформенная экономика» и «цифровая платформа» — их в законах РФ не существовало в принципе.

Первый термин охватывает имущественные отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности через цифровые каналы. Под цифровой платформой понимается информационная система, включая сайты, которую используют для продажи товаров.

Одним из новшеств стало введение понятия «посреднические цифровые платформы», которые обеспечивают взаимодействие оператора, партнеров и пользователей. Планируется создать реестр таких посредников.

Почему депутаты так долго обсуждали законопроект?

Депутаты Госдумы проявили действительно большой интерес к новым нормам, обсуждение длилось не один час.

Они отметили, что принимаемые в первом чтении проекты все еще требуют доработки. Например, у платформ нет обязанности проверять разрешительную документацию на продукты питания, подтверждающую их безопасность.

Также депутатов очень интересовало, как новшества смогут защитить потребителей от контрафакта.

Министр объяснил, что законом этот вопрос урегулирован: в карточке товара должны быть данные о маркировке, о декларациях о соответствии и о сертификатах.

«Это обязательные требования, без соблюдения которых продукция не будет предъявлена потребителю», — заявил Максим Решетников.

Что же осталось в законопроекте?

Законопроект ранее широко обсуждался игроками рынка ecommerce. Некоторые пункты вызвали ожесточенные споры и были изменены или вообще изъяты в ходе прений.

Напоминаем, какие пункты в законопроекте дошли до «полуфинала»:

  • Обязательная идентификация селлеров через «Госуслуги» или другие госреестры.
  • Об изменении условий договора маркетплейс должен уведомить селлеров за 45 дней.
  • Вводится обязательная система досудебного разрешения споров.
  • Упрощенный возврат бракованного товара: для этого площадки обязаны предоставить покупателям прямую связь с селлерами.
  • Запрет на манипуляции с пользовательской выдачей: если покупатель выбирает сортировку по определенному критерию, платформа не вправе продвигать рекламные позиции.
  • Скидки должны применяться только с согласия селлера, платформа обязательно должна предупреждать о скидках.
  • Все условия штрафов должны быть прописаны в договоре оферты, предупреждать о штрафах следует не менее чем за три дня до применения, кроме того, штрафы должны быть документально обоснованы.
  • Операторы платформ обязаны обмениваться информацией с налоговыми органами для обеспечения госконтроля

Это не все, но это самое главное.

Когда законопроект вступит в силу?

Предполагается, что нам всем придется жить и работать по нему с 1 марта 2027 года.

Однако депутаты предложили ввести новые нормы поскорее — с марта 2026-го, а не 2027 года. Иначе еще полтора года одни из самых востребованных сейчас у покупателей канало продаж потребительских товаров будут работать без законодательного регулирования.

Министр объяснил, что время в первую очередь необходимо самим маркетплейсам на технические вопросы — на создание системы досудебного урегулирования споров, интеграцию с госсервисами и так далее.

В отдельных случаях потребуется и доработка самих госсервисов.

Вероятно, во время следующих чтений будет решено некоторые нормы все-таки ввести в силу раньше. Это касается тех пунктов, которые не требуют технических доработок.

Например, нормы о занятости и работе с исполнителями, о требованиях к логистической инфраструктуре, о функционале ПВЗ и закреплении их как сущности могут быть реализованы уже в 2026 году.

Чего не хватает в законопроекте?

Поправки к пакету законопроектов будут предложены 13 июля. Их будут рассматривать во втором чтении.

Уже известно, какие претензии к законопроекту предъявляет бизнес:

  • в законе нет механизма для оперативного удаления контрафакта;
  • отсутствует дифференциация штрафов за нарушения и механизм оборотных штрафов для крупных платформ;
  • маркетплейсы не обязаны раскрывать принципы ранжирования товаров и отмечать платное продвижение;
  • из текста убран запрет на одностороннее снижение цен маркетплейсами.

А еще Союз интернет-торговли (СИТ) выступает за то, чтобы приоритет российских товаров был закреплен на законодательном уровне.

Источник: https://oborot.ru/news/paket-zakonoproektov-o-platformennoj-ekonomike-prinyat-v-pervom-chtenii-chto-tam-est-i-kogda-on-vstupit-v-silu-i248434.html?utm_source=ras_regular_oborot&utm_medium=email&utm_campaign=ras_oborot_weekly_