Онлайн-безопасность: еще раз о БАДах в интернете
Порядка 80 тысяч БАД с нарушениями находится сегодня на маркетплейсах, сообщил директор Союза производителей биодобавок Иван Дындиков.
Эта цифра — на целую треть больше, чем данные августа, когда Роскачество обнаружило на таких интернет-площадках около 60 тысяч товарных карточек БАД, реализуемых не по правилам.
Фармотрасль бьет тревогу далеко не первый месяц — вспомним хотя бы ноябрьское обсуждение проблем функционирования маркетплейсов на втором съезде РААС.
Помогли ли навести порядок внутренние штрафы маркетплейсов?
Некоторые меры безопасности уже были приняты интернет-ритейлерами. С сентября, например, нельзя реализовывать товар, если он был размещен не в своей категории, а под видом другой продукции. Продавцы, осуществившие подобные действия, подлежат внутренним штрафам (разумеется, не официальным, а коммерческим, предусмотренным соглашением о взаимодействии с онлайн-площадкой). Карточку при этом исправить нельзя, разрешается только забрать товар со склада и сдать его на склад заново.
Эффект оказался ощутимым, но и сопротивление было достаточно упорным. К концу осени все улеглось, однако наблюдались проблемы с некоторыми компаниями из ближнего зарубежья.
Но, как видно, внутренних предупредительных мер оказалось недостаточно.
Когда БАД — не БАД
«Бурное развитие маркетплейсов явилось своеобразной лакмусовой бумажкой, — констатировала исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений (СРО) «СоюзФарма» Мария Литвинова. — Все, что ранее было скрыто, эти площадки вывели наружу».
Маркетплейсы должны нести ответственность за все товары, которые у него на сайте, убежден генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. В настоящее время только аптека отвечает за все — и за качество, и за контрафакт, и за курьеров.
Кроме того, название товара на маркетплейсе должно быть понятным. Некоторые карточки товара вводят в заблуждение покупателя, например, возникает вопрос: это «Оземпик» или «О-земпик»? Не каждый сразу поймет.
Ситуация с биодобавкой, названной «Оземпик», и в описании на сайте маркетплейса значащейся как инновационный препарат для похудения, оказалась знакома многим участникам дискуссии. Как и добавка «ОземпикТурбо».
«Это не БАД, это комплексная пищевая добавка», — отметил Иван Дындиков.
Напомним, что комплексными пищевыми добавками являются запрещенные для розничного отпуска техрегламентом Таможенного союза 029/2012 компоненты, которые задействованы в технологическом процессе создания готовой продукции (например, красители или разрыхлители).
Проблема заключается в том, что даже аннулированную декларацию соответствия на псевдобиодобавки можно получить повторно за несколько дней, после чего предложение подобной продукции вновь окажется размещенным на популярном интернет-ресурсе.
Как отметили участники съезда, одна из карточек псевдо-«Оземпика», например, находилась в свободном доступе в интернете в течение примерно пяти месяцев, и в отношении данного продукта было отмечено более трех тысяч покупок и оставлено свыше четырехсот отзывов.
«Нестандартная» медаппаратура
Конечно, кто-то может возразить, что, если, предположим, на носки не успели оформить документы о качестве, то покупателям это никак не навредит. Однако едва ли правильно сравнивать предметы одежды и те продукты, которые человек принимает внутрь. Когда после приема популярной добавки пациент уезжает на «скорой» в токсикологическое отделение, это уже далеко не мелочи.
Здесь необходим инструмент, применяемый к нарушениям в сфере обращения лекарственных препаратов, а именно внесудебная блокировка сайтов.
«Не первый десяток лет аптеки развиваются в состоянии жесткой конкуренции, — констатирует Эмиль Хубалиев, заместитель генерального директора аптечной сети «Вита». — А вот лицензии аптека может лишиться практически за любое нарушение. Дамоклов меч лишения лицензии висит в воздухе всегда. В то же время в интернет-ритейле ситуация противоположная: можно привезти любой тонометр, завести на него карточку. Но это не тонометр, а какой-то кусок пластмассы, который показывает какие-то цифры».
В ответ на этот комментарий прозвучал рассказ о «говорящем» тонометре, приобретенном на одной из известных онлайн-площадок всего за 700 рублей. Три дня аппарат функционировал и читал вслух показатели артериального давления, но затем замолчал и отключился. Только название фирмы-производителя оказалось почему-то не «Омрон» (как подумал покупатель первоначально), а «Омран».
Правила должны быть едиными
«А что будет, если речь пойдет, например, о глюкометрах, об инсулинозависимых больных? — предложил задуматься над вопросом Эмиль Хубалиев. — Если мы уж конкурируем, то ко всем нам должны быть одинаковые требования. Чтобы интернет-ресурсы не превращались в ящик Пандоры».
И вот что самое любопытное: на уровень доступности лекарственного обеспечения пациентов в тех же отдаленных районах маркетплейсы едва ли повлияли. Сложности остались прежними — вспомним хотя бы отмеченную в профильных СМИ ситуацию с аптекой на острове Беринга.
«Именно качество делает из ненастоящего настоящее», — отметил в заключительной части сессии об онлайн-ритейле вице-президент Международной ассоциации «Антиконтрафакт», руководитель проекта «Не рискуй. Проверь!» Сергей Зеленец. Он рассказал о такой проблеме проверяемой продукции как несоответствие заявленных дозировок, их колебания от партии к партии (что свидетельствует о недостаточном уровне контроля на заводе-производителе) и плохие показатели по микробиологии.
Сам проект включает в себя отбор и лабораторный анализ образцов БАД. В будущем предполагается распространить его действие на медицинские изделия и ветеринарные препараты.
По материалам II Съезда Российской ассоциации аптечных сетей (РААС)
Источник: https://mosapteki.ru/material/onlayonbezopasnost-eshhe-raz-o-badax-v-internete-18631