Новости

Обзор аптечных продаж отечественных минеральных добавок в 2023 году

Минералы – это микро- и макроэлементы, необходимые для поддержания нормального функционирования организма. В основном мы их получаем из продуктов питания. Когда возникает дефицит минералов, врачи назначают дополнительный прием специализированных медицинских препаратов.

На протяжении последних лет отечественные производители стабильно занимают наибольшую долю на рынке минеральных добавок. По результатам 2023 года их вес составил 50,1% от стоимостного объема и 63,7% от натурального. Емкость группы постоянно растет, за исключением 2021 года (– 4,6%). При этом в упаковках объем продаж за 4 года сократился почти на 10 млн. Основная причина такой динамики – переключение потребителя на упаковки большего содержания. Так, доля позиций № 10, которая была самой востребованной 4 года назад, существенно сократилась: с 33,8% в 2019 году до 8,2% в 2023 году в натуральном эквиваленте. В большей мере спрос вырос на упаковки:

  • № 56 – на 12,1% до 27%;
  • № 20 – на 5,3% до 13%;
  • № 50 – на 5,2% до 16,6%;
  • № 120 – на 4,1% до 8,2%.

В 2023 году объем продаж отечественных минеральных добавок в аптеках составил 20,8 млн упаковок общей стоимостью около 5,7 млрд рублей, согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»). При сравнении с прошлым годом реализация минеральных добавок увеличилась на 6,2% в рублях. Впервые за последнее время выросло и число реализованных упаковок – на 7,3%. В среднем одна упаковках минеральной добавки в аптеках стоит всего 272 рубля (–1,1% по сравнению с 2022 годом).

В основном отечественные производители выпускают минеральные добавки на основе активных веществ: калия и магния аспарагинат (доля 44,9% в упак.), кальция глюконат (22%) и кальция карбонат + колекальциферол (14%). Практически все препараты выпускаются в форме таблеток.

Всего по итогам 2023 года аптеки реализовали 12 брендов дженериков от 25 производителей. 67% натурального объема продаж группы минеральных добавок занимают марки «Аспаркам» и «Кальция глюконат». Оба препарата выпускают сразу несколько отечественных компаний, при этом лидером является производитель «Обновление».

Rx-препараты в группе занимают только 8,7% в рублях и 22,3% в упаковках. Однако самостоятельно принимать минералы не стоит. Врач сможет правильно подобрать состав препарата, рассчитать его дозировку и длительность курса, опираясь на анамнез и общее состояния пациента. В 2023 году на первое место по числу реализованных аптеками упаковок поднялась компания «Обновление» (Renewal) за счет прироста продаж на 14,1%. Доля Renewal увеличилась на 1,4% и составила 23,9% по итогам года. Ассортимент производителя включает две минеральные добавки: «Аспаркам» (+16,7% относительно 2022 г.) и «Кальция глюконат» (+6,7%). «Аспаркам» применяется в комплексной терапии при сердечной недостаточности, ишемической болезни сердца, гипокалиемии, нарушениях сердечного ритма. Спектр назначения минеральной добавки «Кальция глюконат» очень широкий: гипофункция паращитовидных желез, нарушение обмена витамина D, состояния, сопровождающиеся повышенной потребностью в кальции, гиперкалиемическая форма пароксизмальной миоплегии. Кроме того, «Кальция глюконат» используют как антидот при отравлениях солями магния, щавелевой и фтористоводородной кислотами и их растворимыми солями. Оба препарата в аптеках отпускаются без рецепта врача.

«Отисифарм», продемонстрировавший снижение продаж на 22,5%, переместился на второе место в рейтинге. Доля лидера прошлых лет заметно сократилась за год с 27,2 до 19,6%. Все три препарата производителя показали отрицательную динамику: «Магнелис» (–20,8%), «Компливит» (–31,4%) и «Юнивит» (–19,6%). Марка «Компливит» в группе представлена двумя торговыми наименованиями «Компливит Кальций Д3» и «Компливит Кальций Д3 Форте», бренд «Юнивит» – «Юнивит Кальций Д3 Для малышей».

            Замыкает тройку лидеров компания «Фармстандарт» с одним из самых высоких приростов в десятке лидеров: за год продажи выросли на 80,2%. Доля производителя также увеличилась – с 6,9% в 2022 году до 11,6% в 2023 году. Фармстандарт» выпускает три бренда минеральных добавок – это «Аспаркам», «Кальция глюконат» и «Панаспар». Прирост компании обеспечил ведущий препарат «Аспаркам» (+219, 6%) – источник ионов калия и магния, регулирующих метаболические процессы в организме.

Самый широкий портфель минеральных добавок у производителя «Озон» (+11,3% к 2022 году), включающий 4 бренда. При этом компания занимает только 8 -ю строчку.

 Источник: «ФМ. Фармация и Медицина» № 3, 2024