Настасья Иванова: Несколько шагов к безопасности оборота БАД
Настасья Иванова, директор ООО «Интер-С Групп»
Существенную часть нашего онлайн-ассортимента составляют БАД, в т.ч. собственного производства и не имеющие аналогов, поэтому вопрос формирования цивилизованного рынка биодобавок и повышения культуры их потребления является для нас значимым. Изначально мы сделали акцент на дистанционном способе продаж через маркетплейсы, и это позитивно повлияло на рентабельность работы, поскольку дало возможность в сжатые сроки расширить клиентскую базу. А вот из минусов нашего сотрудничества следует отметить:
- высокие комиссии и тарифы эквайринга;
- сильную конкуренцию;
- слабую лояльность покупателей;
- множество «подводных камней»;
- и не самую лучшую репутацию электронной коммерции, сформированную продажами биодобавок сомнительного качества.
Согласно статистике, более 20% БАД реализуется в онлайн-сегменте не по свидетельствам о госрегистрации (СГР), которые гарантируют безопасность продукции, а по более простым в получении декларациям соответствия. При этом «серая» зона данного рынка к середине 2023 года оценивалась в катастрофические 49%. Конечно, цифры получены до введения обязательной маркировки, но и сейчас несертифицированные БАД (в т.ч. содержащие опасные и запрещенные компоненты) по-прежнему доступны. Не только на маркетплейсах, но и в интернет-магазинах, на сервисах объявлений и даже в продуктовой рознице.
Такие псевдопрепараты, которых особенно много в категориях товаров для похудения, мужского и женского здоровья, продаются вперемешку с легальными биодобавками, вводя покупателей в заблуждение. А ведь еще в 2021 году, когда были сняты ограничения на реализацию БАД, эксперты предупреждали: без четкого регулирования онлайн-продажи станут каналом распространения контрафакта.
Действительно, в сфере электронной коммерции слабый входной контроль является одной из ключевых проблем. Да, благодаря введению маркировки доля «серого» импорта снизилась, однако необходимы и другие меры. Нужно не только усилить борьбу с продавцами сомнительной продукции, но и ввести ответственность для маркетплейсов, в т.ч. за реализацию фальсифицированных препаратов и биодобавок.
На сегодня законодательной базы, определяющей правила онлайн-торговли БАД, явно недостаточно, но введением одних лишь запретов и строгого регулирования ситуацию не изменить. В первую очередь четкую нормативную регламентацию должна получить дистанционная продажа лекарств и биодобавок, поскольку (даже несмотря на значительное усиление надзорной деятельности) в интернете по-прежнему несложно купить БАД с содержанием рецептурных лекарственных веществ, с существенным превышением дозировок, без гарантий соблюдения температурных режимов хранения и доставки, без разрешающей документации. Встречаются и случаи подмены документов.
Безусловно, вполне успешно работает система маркировки, вводится досудебная блокировка страниц сайтов, на которых продается фальсификат, и сами маркетплейсы регулярно блокируют нарушителей, но полноценного механизма контроля все еще нет. Именно на маркетплейсах продается львиная доля БАД сомнительного качества: по данным экспертов, она составляет не менее 25 млрд. руб. при общем объеме рынка в 130 млрд.
Казалось бы, крупнейшие электронные площадки заинтересованы в минимизации объемов контрафакта: они вносят в «черные списки» недобросовестных продавцов, не позволяют размещать биодобавки под видом пищевых добавок в иных категориях (с меньшим количеством необходимых документов), блокируют реализацию продукции с веществами из списка запрещенных для категории «БАД». Но строго контролировать работу маркетплейсов необходимо, поскольку их администраторы вполне могут одобрить размещение препарата, содержащего ибупрофен, в категории жидкой карамели и сиропов.
С недавних пор, конечно, онлайн-площадки обязали информировать покупателя о качестве товара посредством размещения в описании ссылки на госреестр сведений о сертификатах соответствия. Но этого тоже недостаточно. Следует обратить внимание на выборочный пострегистрационный контроль биодобавок независимо от места выдачи СГР, обязать маркетплейсы контролировать сроки годности и достоверность предоставляемой информации о качестве и основных потребительских свойствах БАД, их составе и производителе. К тому же в интернет-ритейле не решены до конца вопросы создания специальных условий хранения и транспортировки медикаментов и биодобавок. На наш взгляд, вполне логичным финалом работы над безопасностью обсуждаемого рынка должен стать комплекс мер:
- формирование национального законодательства об обращении БАД;
- введение единых стандартов, касающихся организации производства и оборота биодобавок (взамен отмененных СанПиН, регламентировавших этот вопрос);
- усиление ответственности за производство и реализацию продукции, сопряженной с рисками для здоровья;
- запрет на продажу БАД без регистрации.
При этом важно не допустить тотальных ограничений, не вводить заградительные пошлины и не перекрывать импорт.
Екатерина Алтайская
Источник: https://mosapteki.ru/material/neskolko-shagov-k-bezopasnosti-oborota-bad-30117