Контроль качества реализуемых через маркетплейсы БАД необходим
Экстенсивное развитие онлайн-торговли и маркетплейсов в России, которые показали многократный рост с начала пандемии, поставило в неравные конкурентные условия традиционную розницу. Такое мнение высказали депутаты и представители общественных организаций на межрегиональной конференции «Ведомости Юг» и «Ведомости Северо-Запад» «Социальные и экономические аспекты развития цифровых платформ в России». Отсутствие регулирования деятельности цифровых платформ по аналогии с офлайн-ритейлом может привести к монополизации отрасли, считают эксперты.
Онлайн-гиганты хотят преференций
Как рассказал депутат Госдумы от Краснодарского края, первый зампредседателя комитета ГД по контролю Дмитрий Гусев, на сегодняшний день в России не существует специального закона, регламентирующего деятельность маркетплейсов и цифровых платформ, как и нет их четкой классификации. Работу маркетплейсов и агрегаторов регулируют ряд общих законов, в их числе – «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции», а также ряд постановлений правительства.
«По темпам роста интернет-торговля значительно опережает обычную, но те правила, по которым торгуют в интернете, отличаются от правил традиционной розницы. Это создает опасную конкуренцию и опасность для людей, которые покупают в интернете», – сказал Гусев в ходе конференции. По его словам, отсутствие четких механизмов контроля над онлайн-торговлей открывает широкие возможности для продажи контрафактных, некачественных, а порой и опасных товаров, а также для нарушения авторских прав производителей и владельцев товарных знаков.
«Маркетплейсы являются частью торговли. Но сами маркетплейсы так не считают, они считают, что они цифровые платформы и должны получать все те льготы и преференции, которые есть в России для IT-компаний», – отметил Гусев. Между тем в отрасли остаются нерешенными острые противоречия – от слабой социальной защищённости платформенных работников на всех уровнях экосистемы маркетплейсов, до односторонних оферт с контрагентами (продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов). Решить проблемы, по мнению собравшихся, может демонополизация отрасли через те механизмы, которые применяются к офлайн-торговле.
Депутат петербургского парламента, лидер фракции «Новые люди» в Санкт-Петербурге Дмитрий Павлов, также считает, что к появлению перекосов в экосистеме привело «непоспевающее за бурным развитием онлайн-торговли законодательное регулирование» и фактически монопольное преимущество, которое получили крупные игроки.
«Нам важно грамотное регулирование, чтобы было как можно больше маркетплейсовских площадок. На рынке есть два–три очевидных лидера, но нужно, чтобы у потребителя и предпринимателя был больший выбор, чтобы они могли выбирать стоимость и удобство размещения на этих площадках», – сказал Павлов. Он добавил, что без конкуренции на рынке, перекосы неизбежны и монополисты так или иначе будут жестко диктовать свои условия, не считаясь с интересами малого и среднего бизнеса и производителей.
«Будем брать пример с правил офлайн-торговли, где не должно быть доминирования той или иной сети. Я думаю, что будем их применять на онлайн-торговлю. Еще раз подчеркну, это не запрет, это здоровое регулирование на благо потребителей», – сказал Павлов.
В частности, он назвал полезной инициативу ввести запрет на открытие новых пунктов выдачи заказов для маркетплейсов, занимающих больше 25% рынка. Подобные ограничения сегодня существуют в розничной торговле, подчеркнул Павлов.
Гусев отметил, что демонополизация через грамотное регулирование лишь подтолкнет маркетплейсы к развитию благодаря конкуренции. В качестве примера он привел антитрестовый закон, принятый в США в 1911 г., который обязал разделить сферы влияния Standard Oil.
«Если вы хотите заниматься платформенным бизнесом, пожалуйста, занимайтесь. Если вы хотите заниматься торговым бизнесом – занимайтесь. Но это должны быть два разных юрлица», – поделился своей точкой зрения Гусев.
Как рассказал зампредседателя «Деловой России», зампредседателя Общественного совета Минпромторга и председатель Экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Данилов-Данильян, рынок реализации товаров – это «единая ткань», которую нужно рассматривать в совокупности. Он считает, что на фоне растущей конкуренции с онлайн-торговлей традиционный ритейл страдает от порой избыточных к нему требований.
По словам эксперта, обычные магазины находятся в худших условиях, в том числе и по причине разного налогообложения. Например, для игроков традиционной розницы существует налог на имущество, прибыль и добавленную стоимость, а также еще множество различных неналоговых платежей и сборов. При этом цифровые платформы платят гораздо меньше налогов и часто находятся на УСН. Сами же пункты выдачи заказов по существующему законодательству не являются торговыми объектами, а значит, в их отношении не начисляется торговый сбор.
«Это нормально, когда технологии сменяют друг друга, главное чтобы в новых технологиях была конкуренция. Не только конкуренция нового со старым, но и внутри нового. Поэтому, когда мы говорим, что маркетплейсы конкурируют с традиционными технологиями в торговле, транспорте, туристических, логистических и прочих услугах и сферах, мы должны в первую очередь обращать внимание, чтобы не было злоупотребления монопольным положением», – резюмировал Данилов-Данильян.
Определить рамки
В конце ноября Минэкономразвития представило законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации», который будет регулировать деятельность онлайн-площадок, а также отношения, возникающие между маркетплейсами и их контрагентами.
Вносить предложения по его усовершенствованию экспертное сообщество может до 19 декабря.
Так, по словам Дмитрия Гусева, законопроект о платформенной экономике проходит активное обсуждение в Госдуме.
«Закон о платформенной экономике должен быть рамочным. Он должен определять те основные правила, которые есть на этом рынке», – уверен Гусев. Однако пока документ, по его мнению, несовершенен. Депутаты разработали не просто пакет поправок, а «фактически новый закон», подчеркнул зампредседателя комитета ГД по контролю. Внимание будет уделено классификации цифровых платформ, защите персональных данных и другим аспектам.
Как прокомментировал заместитель председателя общественной палаты Ростовской области, руководитель экспертной группы АСИ в регионе Александр Нечушкин, закон о платформенной экономике должен защитить позицию малого и среднего бизнеса, работающего с интернет-платформами.
«Необходимо убрать барьеры в части принудительных скидок, акций и т.д. В законе должна быть четко прописана необходимость жесткого согласования, когда ценообразование идет без участия предпринимателя», – сказал Нечушкин. Он добавил, что необходимо усовершенствовать алгоритмы ранжирования товара на витринах, а также снизить давление на контрагентов в части навязывания логистических услуг.
«Бывает, что предприниматель не смог оперативно среагировать на увеличение спроса, не ожидал, что его товар вызовет ажиотаж. Маркетплейс в таком случае обязует его везти товар в определенную транзитную точку на склад хранения, хотя достаточно было бы отвезти его в пункт выдачи заказов в пределах города», – рассказал Нечушкин, отметив, что все это несет дополнительные издержки для предпринимателей.
При этом, по мнению эксперта, новый закон должен быть, скорее, рамочным. Технические детали должны быть прописаны в отраслевых законах, в поправках в законы о торговле, транспорте и т.д. «Тогда мы получим действительно динамичную систему, соответствующую современности», – сказал эксперт.
Член Генерального совета, председатель Ростовского регионального отделения «Деловой России» Андрей Грибенюк подчеркнул, что в регулировании отрасли важно учесть в первую очередь интересы производителя, который в условиях высоких кредитных ставок и меняющихся условий, находится в наиболее уязвимом положении.
«Очень много односторонней игры, они [маркетплейсы] устанавливают свои правила. Торговать на маркетплейсах стало трендом, зачастую малый и средний бизнес идет туда, не просчитав все расходы – услуги доставки, хранения. Это бывает очень дорого, зачастую необоснованно… Я хотел бы чтобы правительство это регулировало на разумном уровне», – говорит Грибенюк.
По его мнению, принимать участие в доработке законопроекта должны не только представители власти и депутаты, но и сам бизнес. «Бизнесу нужно включаться в обсуждение этого закона, а не перекладывать все на плечи депутатов и законодателей», – считает Грибенюк.
Солидарная ответственность
Пожалуй, одной из самых важных составляющих регулирования рынка онлайн-торговли, по мнению собравшихся экспертов, должна стать солидарная ответственность маркетплейсов за продаваемые товары наравне с продавцами, опять же по аналогии с традиционной розницей.
Цифровые платформы должны стать полноценным участником системы мониторинга за оборотом товаров. В настоящее время функции цифровых площадок сводятся к выполнению простого контроля за регистрацией продавцов в системах мониторинга. Это, по словам Гусева, открыло дорогу на маркетплейсы не только для контрафактной продукции, но и для БАДов, в составе которых часто присутствуют небезопасные для здоровья компоненты и даже наркотики. В качестве примера он привел нашумевшую в СМИ историю с ростом популярности среди несовершеннолетних непроверенных аромаингаляторов с неизвестным составом.
По мнению председателя комиссии «Опоры России» по здравоохранению Ирины Гусейновой, контроль качества реализуемых через маркетплейсы БАДов необходим.
«На маркетплейсах размещаются не только БАДы, но и лекарства. Не понятно как они хранились, в каких условиях, это вообще лекарство, или подделка. Это очень серьезная проблема», – сказала Гусейнова. Но следующим шагом после введения солидарной ответственности должна стать проработка механизмов контроля за всей цепочкой реализации таких товаров.
«Наверное, надо начинать с маркировки на карточке товара о том, что препарат не является лекарственным средством, что его состав не подтвержден, эффективность не доказана, с предупреждений о необходимости проявлять осторожность. Кроме декларации о соответствии к каждой партии товара должен быть паспорт, в котором описаны условия хранения и т.д. При этом на каждом товаре должен быть указан номер партии», – сказала Гусейнова.
Дмитрий Павлов также поддержал необходимость разделения ответственности за качество товаров маркетплейсами. Он подчеркнул, что это сложившаяся международная практика.
«Так работают сегодня западные маркетплейсы. Например, eBay несет ответственность за то, что продает продавец на витрине. Он должен гарантировать перед потребителем, что товар соответствует описанию и поступит вовремя. Они в принципе должны брать ответственность за соответствие цены и качества», – считает Павлов.
Источник: https://south.vedomosti.ru/south/articles/2024/12/16/1081645-krupnie-onlain-ploschadki-regulirovanii