Новости

Егор Жаворонков: «Настоятельно рекомендую аптекам проверять все получаемые биодобавки на этапе приёмки»

В 2024–2025 гг. нелекарственный ассортимент аптеки последовательно погружается в сферу обязательной маркировки, а фармацевты и провизоры детально изучают особенности работы с новой информационной системой — ГИС МТ. Особый интерес у специалистов вызывает мониторинг движения БАД, ведь сегодня биодобавки отпускаются покупателям в разрешительном режиме. О некоторых аспектах взаимодействия с ГИС МТ и способах обезопасить себя от контрафактных «добавок» рассказывает руководитель управления по работе с социально значимыми товарами ЦРПТ Егор Жаворонков.

Егор Алексеевич, с ноября прошлого года маркировка БАД работает в разрешительном режиме. Какие схемы Вы порекомендуете аптекам для правильного отпуска биодобавок?

Вначале напомню о главной особенности разрешительного режима: он даёт возможность проверки легальности товара путём запроса кассы в систему. И только при подтверждении участником оборота отсутствия контрафакта и соответствия качества касса добавляет проверенную продукцию в чек. Поскольку процесс автоматизирован, то участие фармацевта или провизора здесь ограничивается единственным действием: обратиться к поставщику своего кассового софта и товароучетной системы и выполнить обновление. Больше ничего делать не нужно.

Если же сведения о коде, полученные из системы маркировки, имеют признаки контрафакта, то касса не даст продать такой товар, а предложит замену, которая не нарушает действующие нормативные документы и не принесёт вреда покупателю.

Данные о движении биодобавок вносятся уже не в систему МДЛП, а в систему МТ. На что здесь важно обратить внимание?

Государственная информационная система мониторинга оборота товаров (ГИС МТ) — это национальная система прослеживаемости продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации. В ГИС МТ ведётся мониторинг обращения такого аптечного ассортимента, как питьевая вода, медизделия и БАД к пище. Сведения о зарегистрированных биодобавках доступны на других информационных ресурсах — в реестре Роспотребнадзора и Едином реестре свидетельств о государственной регистрации ЕАЭС.

А вот хорошо знакомая аптекам ФГИС МДЛП создана с целью мониторинга движения именно лекарственных препаратов. Все участники обращения лекарств должны зарегистрироваться в данной системе — и своевременно предоставлять сведения о каждой совершаемой операции по местам деятельности, для каждого из которых должна быть соответствующая лицензия. Такой подход даёт возможность обеспечить полноценный контроль над продукцией фармпромышленности с помощью маркировки средствами идентификации, содержащими в своей структуре криптографический ключ и зашифрованную информацию о товарах. Информация о регистрации лекарственных препаратов доступна на сайте Госреестра лекарственных средств и в Едином структурированном справочнике-каталоге лекарственных препаратов.

Несмотря на различия в назначении двух информационных систем, порядок работы с ними во многих случаях (включая разрешительный режим на кассах) будет одним и тем же. И всё же есть несколько принципиальных различий.

В чём они заключаются?

В системе МДЛП, например, отсутствует электронный документооборот (ЭДО). При этом предусмотрен строгий порядок представления сведений (в том числе, об отгрузках лекарственных препаратов) посредством подачи схем документов в формате xsd.

А вот в системе МТ нет «обратного акцепта» — обратного порядка подачи сведений об отгрузках, при котором сведения подаёт принимающая сторона. Входящий универсальный передаточный документ уже содержит информацию о передаваемых маркированных товарах. Эти сведения, помимо реквизитов контрагента, указывает продавец. Аптеке же как получателю товара нужно проверить корректность данных — и подтвердить электронный документ, подписав его электронной цифровой подписью.

Также стоит отметить, что, согласно действующему законодательству, для деятельности по обороту БАД к пище отсутствуют требования к лицензированию. В отличие от лекарственных препаратов, для работы с которыми нужно лицензирование всех мест деятельности.

И всё же как правильно «разграничить» работу с системой МДЛП и системой МТ? Ведь лекарства и биодобавки аптека отпускает зачастую одновременно (например, препарат и витамины).

БАДы и лекарства можно и нужно помещать в один чек, потому что они идут разными строками — товароучетная система и касса выполняют такую операцию автоматически, без участия специалиста. Поэтому, повторюсь, разделять препараты и биодобавки по разным чекам нет необходимости. Можно отпускать их одним большим списком.

Какие особенности работы аптек с маркированными биодобавками Вы хотели бы отметить дополнительно?

Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что, согласно действующему законодательству, для выполнения деятельности по обороту БАД к пище требования к лицензированию не предусмотрены. Поэтому настоятельно рекомендовал бы аптекам проверять все получаемые биодобавки на этапе приёмки. Эту задачу можно выполнить с помощью мобильного приложения «Честный знак».

Здесь важен один вопрос: проходят ли БАД верификацию через систему маркировки? Если ответ отрицательный, от подобного товара лучше отказаться.

Источник: https://www.katrenstyle.ru/expert_interview/rekomendoval_by_proveryat_vse_poluchaemye_biodobavki_na_etape_priyemki