Дмитрий Никитюк: «В спортивном питании актуален принцип Гиппократа – не навреди». Интервью журналу «Профиль»
Об особенностях спортивного питания журналу «Профиль» рассказал директор Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, академик РАН, доктор медицинских наук Дмитрий Никитюк.
Современный спорт неразрывно связан со специальными диетами, помогающими атлетам побеждать и ставить рекорды. Вопросы правильного рациона представляют интерес и для обычных людей, которые занимаются для себя – в бассейне или фитнес-клубе.
– Дмитрий Борисович, насколько победы на спортивных соревнованиях сегодня зависят от рациона атлетов?
– Всегда и везде человечество будет придерживаться традиционного типа питания. Если обед, то обязательно с первым, вторым, третьим блюдами. Но есть категория людей – и это не обязательно спортсмены, но также беременные и кормящие женщины, люди, которые подвержены значительным нервно-психическим нагрузкам (сенсорным, эмоциональным, интеллектуальным), дети и представители старшего поколения, – питание которых определяется особыми требованиями.
В эту категорию входят и спортсмены высшей квалификации, члены сборных команд. Это те, у кого высокая физическая активность, кто постоянно живет в напряженном ритме, все они нуждаются в особом контроле с точки зрения нутрициологии. Их не так много, может, десять или двадцать тысяч. И чем выше квалификация атлета, тем больше тренд на индивидуальный подход при составлении рациона.
Несколько лет назад наш институт проводил научные исследования, целью которых было установить зависимость спортивных результатов от питания спортсменов в период подготовки и участия в состязаниях. На уровне доказательной медицины, при большой выборке в рандоминизированных исследованиях, была показана высокая эффективность индивидуального меню, соответствующего потребностям каждого спортсмена, особенностям его обменных процессов.
Оно должно учитывать персональные потребности конкретного спортсмена в витаминах, минеральных субстанциях, отсутствие аллергии на какие-то пищевые продукты, потребность в белках, углеводах, жирах, особенности анатомии, физиологии органов пищеварения. Установлено, что меню, составленное на две недели, так сказать, персонализированный рацион, способно повышать спортивные результаты примерно на 30%.
– То есть врач-диетолог может помочь тренеру вывести атлета или целую команду на пик спортивной формы в нужное время?
– Да, хотя на спортивные результаты многое влияет помимо питания. Но оно – базовый компонент, без которого сегодня нельзя рассчитывать на спортивные рекорды и победы. Фактически индивидуализированное питание для спортсмена высшей квалификации, составленное с учетом персональных потребностей, – это блестящая альтернатива запрещенным допинговым препаратам. Мощнейший фактор, который, к большому сожалению, не всегда используется в полной мере.
– Речь об особо подобранном меню? Или традиционное меню плюс биологические активные добавки?
– Кстати, термин БАД в нашем институте родился. Их обязательно включают в меню спортсменов, которые во время тренировок и соревнований находятся на пике энерготрат. Обычные люди в сутки сжигают: женщины – примерно 1800 килокалорий, мужчины – 2000–2200, а у спортсмена суточный показатель может достигать 3000–4000. У участников многодневной велогонки «Тур де Франс» и того больше – 10–12 тыс. килокалорий.
Составить меню из обычных продуктов, чтобы удовлетворить потребности в энергии и биологически активных веществах, архисложно. Потому что анатомия и физиология человека, желудочно-кишечный тракт, печень, поджелудочная железа не рассчитаны на обеспечение таких энерготрат. Наш организм физически не способен ассимилировать и переварить огромное количество энергии в виде обычной пищи.
Поэтому в питание атлетов вводят специализированные продукты, которые делятся на разные группы: белковые, углеводно-белковые, так называемые геймеры… При необходимости используют жиросжигатели, когда, к примеру, для спортсмена важно оставаться стройным и элегантным, допустим, в гимнастике, акробатике или фигурном катании. Жиросжигатели также применяют в видах спорта, где важны весовые категории, – штанга, борьба, бокс…
– Как организован контроль за спецпродуктами?
– До введения западных санкций на рынке превалировали импортные специализированные продукты – американские и европейские. Все продукты, которые ввозят в Россию – а поставки и сегодня продолжаются, правда, в меньших объемах, – должны получать свидетельство о государственной регистрации в установленном порядке.
В 1995–1996 годах на базе нашего института был создан межведомственный экспертный совет, который занимается этими вопросами. Раньше для получения разрешения требовалось два месяца, сейчас сроки комплексной экспертизы сокращены до нескольких недель. На основании экспертного заключения рассматривается вопрос о выдаче свидетельства о госрегистрации.
– На что в первую очередь обращают внимание?
– Экспертиза имеет комплексный характер. Проверяются в этих продуктах содержание тяжелых металлов, микробиологическая безопасность, другие показатели, обязательно оценивается их эффективность. Если все в порядке, то на основании нашего заключения Роспотребнадзор выдает разрешение на реализацию товара на территории России и других стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
– Какие доли на внутреннем рынке спортивного питания занимает отечественная и импортная продукция?
– Сейчас стало существенно меньше импортных продуктов, раньше их было, наверное, до 85%. Объемы отечественного производства специализированных спортивных продуктов резко выросли. На рынке есть фирмы-лидеры, есть прогрессивно развивающиеся компании. Предположительно, они уже занимают до 70% рынка РФ.
– Экспертиза предполагает участие добровольцев?
– Исследование эффективности специализированных продуктов – влияния на показатели спортивной успешности при разных видах спортивной специализации – является обязательным условием, предшествующим получению экспертного заключения.
– Скандалы с допингом, в которые бывают вовлечены именитые спортсмены, все же случаются…
– Теоретически спортивные продукты могут содержать запрещенные компоненты, не соответствующие требованиям Всемирного антидопингового агентства. Спектр широкий. Например, диуретики – мочегонные средства, которые маскируют действие запрещенных лекарственных препаратов, чтобы они быстрее выводились из организма.
Но за 20 лет работы в институте я не знаю ни одного случая, чтобы в получивших разрешение специализированных пищевых продуктах для спортсменов находили запрещенные компоненты. Кроме того, фирма-заявитель в обязательном порядке представляет декларацию об отсутствии таких компонентов в продукции, т. е. дает соответствующие гарантии со всеми дальнейшими юридическими последствиями.
– Гарантия распространяется только на сертифицированные и легально ввезенные на территорию России БАДы?
– Конечно! На черном рынке много чего продается. Правоохранительные органы время от времени к нам обращаются за экспертизой, оценкой соответствия химического состава конкретной продукции существующим и научно обоснованным требованиям.
Проблема в том, что не все продукты для спортивного питания проходят государственную регистрацию. Если бы проходили, то в свободную продажу не попали бы: у нас требования очень жесткие. Допустим, есть ограничения по предельному содержанию витаминов. Американцы в этом отношении куда либеральнее. Вот почему не все легально ввозимые в РФ продукты получают разрешительный документ.
– Что делать человеку, за которым не стоят спортивные врачи, тренеры, диетологи, и он самостоятельно покупает специализированное питание для занятий спортом, фитнесом?
– Надо быть грамотным и информированным в этом отношении. Допустим, если ты занимаешься культуризмом и «качаешь» мускулатуру, то должен точно знать, что из продуктов тебе для этого нужно. И в магазине спортивного питания необходимо требовать разрешительные документы. Многие считают, что разбираются в спортивном питании, – как все мужчины разбираются в футболе. Но ошибиться легко, здесь много спекуляций, обмана, много пересечений интересов, в том числе коммерческих.
– Можно ли самостоятельно составить индивидуальное меню, и всегда ли нужны БАДы?
– Для детско-юношеского спорта, фитнеса, при обычной или чуть-чуть повышенной физической нагрузке вполне достаточно обычного рациона. Правило одно: не тратить энергии больше, чем получаешь с пищей. Иначе начнешь терять массу тела – худеть. И не переедать, чтобы соблюдать баланс.
По нынешним меркам для спорта высших достижений БАДы, витаминно-минеральные комплексы, конечно, обязательны и на тренировках, и в соревновательный период. Для всех остальных витамины и минеральные вещества тоже полезны. В Японии и США 85–90% населения на ежедневной основе для ликвидации дефицитов употребляют витаминно-минеральные комплексы. Там это элемент культуры питания. У нас этому правилу следуют в лучшем случае 5–10% граждан.
– При этом американская нация по массе тела не выглядит здоровой – там распространено ожирение.
– Чем выше образовательный ценз, тем стройнее американец. И наоборот. Фастфуд – это же вкусно. Бородинский хлеб с кусочком сала – тоже. Только не на регулярной основе, а иногда, чтобы себя побаловать. Тогда наша лимбическая система – отдел мозга, отвечающий за эмоциональную сферу, сон и бодрствование, память и внимание, пищевое поведение, – будет в порядке.
Не бывает продуктов вредных и полезных. Бывает грамотно и неграмотно составленный рацион. На Новый год можно и переесть, но потом придется себя ограничить. Всё полезно, что в рот полезло, – есть такая пословица. И еще надо помнить, что с возрастом интенсивность метаболизма снижается. То, что можно было позволить себе съесть в молодости, после пятидесяти уже нельзя: отложится в виде лишних килограммов.
– Не обманываем ли мы природу? Для северян наличие подкожного жира нормально и необходимо.
– У коренных народов Севера есть и другие антропологические особенности, которые обеспечивают адаптацию к экстремальным условиям жизни. Например, в структуре черепа есть воздухоносные кости, имеющие полости, которые сообщаются с полостью носа, они выстланы слизистой оболочкой с многочисленными кровеносными сосудами, отдающими тепло. Благодаря им вдыхаемый воздух прогревается, прежде чем попасть в легкие.
Так вот, у коренных жителей Арктики эти полости существенно больше по размеру, чем у европейцев. А нос, напротив, у коренных народов Севера уплощен. Это приспособление для снижения резко охлаждающего действия холодной воздушной струи (боковой ветер). Существуют также особенности метаболизма, питания северян (высокое потребление жира и др.). Очень много природой сделано, чтобы обеспечить выживаемость человека.
– И все же, пытаясь «перекачивать жир в мышцы», мы не вредим себе?
– Жир нельзя перекачать в мышцы. Это первое. Второе – мышечная масса в поколениях снижается, а жировая масса нарастает. Об этом свидетельствуют данные наблюдений за последние 50–70 лет. Поэтому у 62–65% населения развитых стран мира сегодня наблюдаются избыточность массы тела и ожирение. Костная масса тоже изменяется – уменьшается, хотя и не так выраженно. Диагноз «остеопения» – дефицит костной ткани – также четко прослеживается, что увеличивает вероятность переломов, травм костей. Угрожающая ситуация.
С ожирением связан целый пул алиментарно зависимых заболеваний. Это и сахарный диабет 2-го типа, и подагра, и некоторые онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. Проблема не только медицинская, но и социальная. Примерно 20% случаев смертности в развитых странах связаны с прямыми или косвенными последствиями алиментарно зависимых заболеваний.
– Стремление людей к физической активности, занятиям спортом надо поощрять?
– Конечно. И государство многое для этого делает. Бассейны, фитнес-клубы, утренняя зарядка полезны. Однако сверхнагрузки показаны далеко не каждому, последствия для здоровья могут быть нежелательные. Правильным питанием в ряде случаев это можно нивелировать, но без помощи врача-диетолога не обойтись. Вопрос это тонкий, деликатный, требующий профессионального подхода. Главное – не навредить. Этот принцип известен со времен Гиппократа.