Директор ООО «Фабула» Акоп Варпетян: К чему приведет включение биодобавок и медизделий в процедуру мониторинга?
1 сентября отмечено целой серией изменений в работе с маркировкой. Биодобавки и медизделия — вполне закономерное продолжение интеграции аптечного ассортимента в процедуру мониторинга. На практике же в аптеках просто снова снизится скорость обслуживания покупателей–пациентов, вырастут цены на соответствующую нелекарственную продукцию, и при этом якобы появится «прозрачность» в цепочке поставок.
Возможен и положительный результат: фармрынок может «очиститься» от огромного количества тех несертифицированных наименований, которые тоннами продаются на маркетплейсах (правда, что мешает «серым» компаниям вновь найти обходные пути для реализации подобных «волшебных таблеток»?).
А вот прекращение уведомительного режима… Всегда говорил и продолжаю настаивать: данные алгоритмы отменять нельзя! К этому не готовы ни фармотрасль, ни собственно система маркировки. И если столь радикальная мера будет принята, мы рискуем вновь оказаться в ситуации 2020 года.
Лекарственным коллапсом грозит и масштабирование другой сентябрьской меры — обязать аптеку передавать в систему маркировки реквизиты полученных рецептов. Согласно недавним разъяснениям Росздравнадзора данное требование, вводимое постановлением Кабмина №468, касается трех категорий рецептурных препаратов. А именно:
«учетных», с которыми негосударственные аптеки почти прекратили работать ввиду «зашкаливающей» административно–экономической нагрузки;
- включенных в систему льготного лекобеспечения;
- любой «рецептуры», приобретаемой человеком дистанционно.
Если дела обстоят именно так, критической ситуации не вижу. Однако «льгота» и ПКУ — это крайне малая часть лекарств, отпускаемых в аптечных учреждениях. Если распространить предложенный для этих средств подход на остальные рецептурные наименования (о чем и говорилось в начале августа) — будет катастрофа. И это не преувеличение. Медицинское звено не подготовлено к выписке такого количества рецептов: дефицит врачей не первый год исчисляется многими тысячами.
Фармацевтической помощи нужны не изменения в маркировке, а стабилизация регулирования с продолжительным мораторием на любые подобные «уточнения и дополнения». Если есть стремление помочь небольшим аптекам, нужно вспомнить о советских нормативах расстояния между аптечными учреждениями и начать применять их для вновь открывающихся «Точек». Ведь конкурентная обстановка на фармрынке такова, что малые организации фактически лишены возможностей выживать и развиваться без поддержки — экономической, технологической и профессиональной.
Хотел бы акцентировать внимание также на том, что ни юридический статус аптеки, ни система регулирования и контроля ее деятельности не должны быть «двойственными» или «множественными». Регулятор для фармации (и он же надзорный орган) необходим только один! Сегодня же аптеки проверяют в буквальном смысле все, кто угодно.
Среди этих «проверяющих» некоторые представляют даже не органы власти, а общественные объединения… При этом нередки случаи, когда пришедший в аптечное учреждение даже не знает, что именно проверять. При таком уровне знакомства с фармдеятельностью не поможет даже самая «продвинутая» система маркировки.
На мой взгляд, для правильной регламентации работы аптек, базирующейся на понимании отрасли и процессов, в ней происходящих, необходимо внедрить принцип «один регулятор — одни правила». Он уже подтвердил свою эффективность и оставался результативным в течение многих десятилетий.
Екатерина Алтайская
Источник: https://mosapteki.ru/material/k-voprosu-o-markirovke-i-reglamentacii-farmdeyatelnosti-16651