Data Insight: E-pharm набирает обороты
63% пользователей для покупки аптечного ассортимента задействуют оба канала — онлайн и офлайн (омнипокупатели). Такие данные приводит Data Insight. Игроки рынка отмечают значительный рост e-pharm, стимулом для которого стало законодательное разрешение весной 2020 г. доставки и онлайн-продажи безрецептурных препаратов, и предрекают продолжение тенденции.
В пресс-службе компании Data Insight сообщили, что по итогам их исследования, проведенного при поддержке Apteka.ru, AWG, MetaShip и NLO Marketing, выяснилось, что суммарные траты на покупку (онлайн и офлайн) аптечного ассортимента у омнипокупателей в полтора раза выше, чем у тех покупателей, кто использует для покупки только офлайн-канал. Доля онлайн-заказов, для получения которых омнипокупатели используют самовывоз, составила 74%. Кроме того, 50% омнипокупателей — люди в возрасте 25-44 лет. Оба способа покупки аптечного ассортимента — заказ через интернет с получением в аптеке и покупку в аптеке (без предварительного бронирования) омнипокупатели использовали одинаково часто в предшествующие исследованию 12 месяцев. 83% омнипокупателей указали, что более 50% покупок аптечного ассортимента делают онлайн. 98% омнипокупателей имеют опыт покупки аптечного ассортимента через интернет более года. 94% намерены сохранить или увеличить долю онлайн-покупок аптечного ассортимента в следующем году.
Самыми популярными категориями для заказа через интернет стали безрецептурные лекарственные средства (входят в 84% заказов), витамины и БАДы (в 61%) и рецептурные лекарственные средства (в 59%). Самыми востребованными площадками для покупки аптечного ассортимента оказались apteka.ru — 55%, eapteka.ru — 5% и ozon.ru — 5%, кроме того 8% заказов сделано на маркетплейсах. «63% онлайн-заказов аптечного ассортимента сделано с мобильного телефона или планшета. 50% из них — через приложение. 65% респондентов сделали заказ через сайт. Сайт остается основным источником заказов (его desktop и mobile версии). 47% интернет-пользователей использовали для получения онлайн-заказа аптечных товаров самовывоз, и только16% — самовывоз и доставку. 69% омнипокупателей использовали один способ и одно место получения онлайн-заказа, остальные использовали более чем один способ и место получения заказа», — рассказала пресс-служба Data Insight.
По словам старшего аналитика направления ePharma Инэссы Головиной, доля группы омнипокупателей больше половины от всех покупателей аптечного ассортимента и средние траты на покупку аптечного ассортимента у омнипокупателей в полтора раза выше, чем у покупателей, которые используют для покупки аптечных товаров только офлайн-канал. «С высокой вероятностью тренд, что интернет-пользователи будут применять для покупки аптечного ассортимента оба канала, онлайн и офлайн, будет развиваться. За счет перетекания офлайн-покупателей в онлайн, за счет новых онлайн-покупателей, с одной стороны, и за счет сохранения опыта офлайн-покупок (доставка RX-препаратов не разрешена — продаются только в физически существующих аптеках) и большого количества офлайн-аптек на пути движения покупателя (часто проще зайти в аптеку, чем заказать)», — уверена Инэсса Головина.
Пресс-служба «Сбер Еаптеки» отмечает, что заказ лекарственных препаратов онлайн стал привычной моделью поведения для миллионов россиян. По данным RNC Pharm, в I квартале доля онлайн-продаж достигла 16,2% от продаж аптечного рынка — это рекордный рост. В I квартале 2022 г. «Сбер Еаптека» выросла на 132% год к году — в три раза быстрее рынка, по данным DSM Group. «Это обусловлено широким ассортиментом (более 50 тыс. товаров), удобными способами доставки (самовывоз, доставка безрецептурных лекарств) и доступностью сервиса по всей России. Компания работает в 63 регионах, по всей России — от Калининграда до Владивостока», — уточнила пресс-служба.
По сообщению пресс-службы, весной 2020 г. законодательно разрешена доставка и онлайн-продажа безрецептурных препаратов, что стало стимулом для роста нового сегмента рынка — e-pharm. «В 2021 г. «Сбер Еаптека» сделала ставку на регионы и провела масштабное географическое расширение. Это значительно способствовало росту онлайн-заказов лекарственных препаратов за пределами столиц. По собственным данным «Сбер Еаптеки», в I квартале 2022 г. доля выручки в регионах выросла более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом год назад. «Рынок e-pharm в ближайшие годы продолжит активный рост. Люди уже оценили удобство, экономию времени и большой ассортимент, которые предлагают интернет-аптеки. Еще одним драйвером роста e-pharm может стать законодательное одобрение для запуска онлайн-доставки рецептурных лекарств в России», — считает пресс-служба «Сбер Еаптеки».
По мнению руководителя маркетплейса здоровья «Здравсити» Даурена Абеуова ключевым драйвером роста онлайн-канала продаж лекарств является комплекс сервисных услуг, которые получает клиент: удобство поиска необходимого препарата, широкая география доставки. По его словам, постепенно формируется потребительский опыт — в интернете можно покупать не только одежду и продукты, но и товары для здоровья и красоты, а с начала года, в условиях ажиотажного спроса, значимость интернета как источника информации о наличии лекарственных препаратов и ценах на них выросла еще больше. Также он отмечает, что актуальность развития онлайн-канала продаж фармпрепаратов поддерживается и на государственном уровне — активно идет обсуждение разрешения дистанционной торговли рецептурными лекарственными средствами. Запущены пилотные программы по внедрению электронных рецептов. «Развитие дистанционных сервисов по заказу и доставке лекарств нам видится оптимистичным. Несмотря на предрекаемое экспертами падение продаж аптечного ассортимента после мартовского всплеска, дистанционные сервисы по заказу и доставке лекарств чувствуют себя уверенно. По данным маркетплейса «Здравсити», прирост продаж за апрель 2022 г. составил 24,2% относительно аналогичного месяца прошлого года, а по итогам мая — 43,6%. По нашим прогнозам, примерно на треть вырастет выручка в июне, по сравнению с тем же периодом 2021 г.», — рассказал Даурен Абеуов.
Директор по развитию бизнеса «СберМаркет» Сергей Катасонов рассказал, что продажи категории «Аптеки» выросли в три раза по итогам I квартала 2022 г., в сравнении с тремя месяцами ранее (сервис начал развивать направление «Аптеки» осенью 2021 г.). «Активнее всего росла категория «Сердечные препараты» — за I квартал 2022 г. (в сравнении с тремя месяцами ранее) россияне заказали эти безрецептурные лекарства в 21 раз чаще. Продажи антибактериальных и противомикробных средств увеличились в 2,8 раза, БАДов — в 2,5 раза, медицинских масок — в 2,4 раза. Рынок онлайн-продажи безрецептурных лекарств начал активно развиваться после того, как был принят соответствующий закон. И многие сервисы доставки начали продавать лекарства на своих площадках. Для покупателя это еще одна удобная опция, которая позволяет заказать необходимые препараты, не выходя из дома», — отметил Сергей Катасонов. По его словам, особенно актуальной услуга становится для тех, кто находится на больничном или в режиме самоизоляции. «На онлайн-площадках, таких как «СберМаркет», клиенты могут найти всю информацию о препарате, сравнить цены или подобрать аналог. На данный момент «СберМаркет» доставляет безрецептурные лекарства из 15 аптечных сетей, включая «Доктор Столетов», «Самсон Фарма», «Озерки», «Аптеки 36,6», «Диалог» и др.», — рассказал он.
(с) Ирина Приборкина