Биодобавки: как гарантировать безопасность для пациента?

В наступившем 2023 году биологически активные добавки — в центре внимания. Речь идет о резонансных случаях отравления продукцией, позиционируемой в качестве БАД, а также о возможных изменениях в регулировании обращения данного ассортимента.

Как разграничить биодобавки и те продукты, которые в действительности таковыми не являются? Какие шаги необходимы, чтобы даже при приобретении БАД онлайн пациент оставался защищенным?

Эти и другие вопросы обсуждались в ходе IV Межрегиональной конференции «Что происходит на рынке БАД?».

Между аптекой и Сетью: продукт один, «правила игры» разные

Обращение биодобавок сегодня видно крайне поверхностно, замечает Екатерина Беляева, директор по корпоративным коммуникациям «Эвалар». Наиболее прозрачен здесь аптечный сегмент. До 2020 г. практически все БАДы отпускались именно в аптечных организациях.

С ростом онлайна реализация интернет-продаж биодобавок стала расти весьма стремительно. Данный тренд закономерен и направлен на повышение доступности, но в то же время возникает вопрос о регулировании. Определенная часть продуктов, предложенных на маркетплейсах и названных «БАД», в действительности к данному виду не относится. В лучшем случае это пищевые концентраты либо комплексные пищевые добавки. Выявлялись в интернет-ритейле и гормоносодержащие средства, также представленные как БАД.

Столкнувшись с некачественной продукцией, позиционируемой в качестве биодобавок (а в восприятии многих неспециалистов — это почти лекарства), пациенты обращаются с жалобами даже к преподавателям высшей школы, рассказывает Светлана Орлова, заведующая кафедрой диетологии и клинической нутрициологии РУДН. Отрицательный опыт от применения недоброкачественного продукта или искажения информации о его действительном составе переносится на всю область фармации, в том числе на лекарственные препараты, регулирование качества, безопасности и эффективности которых является четким и выверенным.

Интересно, что ряд зарубежных подходов рассматривает проблему с некачественными БАД и неправильной подачей информации о них достаточно жестко: в некоторых странах ответственность за данные нарушения несут не только маркетплейсы, но и сами производители, а сами деяния рассматриваются как преступления, а не как правонарушения.

В то же время строгость контроля обращения БАД не должна идти вразрез с его целями, замечают некоторые участники обсуждения. В ходе конференции был приведен пример, когда сайт производителя оказался заблокированным при отсутствии биодобавок с сомнительным составом. Причиной блокировки послужила одна фраза в описании на сайте: интернет-страница содержала указание — «добавка применяется в составе комплексной терапии». Доступ к сайту компания восстанавливала в течение двух месяцев.

Подход к каждой ситуации, конечно же, должен быть максимально точным. Однако остается нерешенной проблема, с которой многие наши соотечественники столкнулись еще в девяностые годы прошлого столетия: приобретая добавки к пище, призванные сделать рацион более полноценным и благодаря этому улучшить самочувствие, человек может рисковать здоровьем. И даже жизнью. Вспомните, к чему приводило употребление небезызвестного «гербалайфа»?

Качественные биодобавки — часть ЗОЖ. Но превыше всего безопасность

Важно добиться, чтобы маркетплейсы проводили входящий контроль, вели карточки для каждой добавки, точно и подробно описывали состав, убежден депутат Госдумы Евгений Нифантьев.

Однако данные изменения вряд ли произойдут без соответствующих корректировок законодательства. Случай с реализацией рецептурного препарата в качестве биодобавки на площадке крупного интернет-ритейлера давно стал «притчей во языцех». И сегодня вопрос в том, насколько защищен покупатель от повторения подобных событий. «Не должно быть так, чтобы добросовестные производители оказывались дискриминированными еще сильнее, — подчеркивает эксперт. — А чем больше нарушений, тем сильнее дискриминация». В глазах конкретного посетителя и общества в целом.

Сегмент БАД очень важен. Пациент и специалист воспринимает его как один из ключевых элементов здорового образа жизни. Таковы данные опроса, которые представила на конференции исполнительный директор Национальной фармпалаты и Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елена Неволина. Участие в исследовании приняли 1500 медицинских и 1500 фармацевтических работников. Профессиональный стаж 64% респондентов-медиков насчитывает более двадцати лет. А у более чем 60% респондентов, которые трудятся в области фармации, стаж составил свыше десятилетия.

Отвечая на вопрос о составных частях ЗОЖ, почти каждый пятый из опрошенных отметил необходимость применения витаминно-минеральных комплексов и других биодобавок. И это неудивительно:  витамины и микроэлементы исключительно важны для здоровья. Кстати, в таком же количестве ответов респонденты сообщили об обязательности диспансеризации.

Такова точка зрения даже не пациента, а врача, фармацевта и провизора. Следовательно, вопрос о качестве и безопасности биодобавок имеет серьезное значение для весьма широкой аудитории.

При этом в полном запрете интернет-ресурса, на котором выявлено нарушение, необходимости нет, считает Евгений Нифантьев. Нужна возможность блокировать конкретную страницу сайта-ритейлера, содержащую недостоверную информацию.

В ответе ли маркетплейс за своего участника

По вопросу об ответственности маркетплейсов мнения участников разделились. «Из-за одного магазинчика нельзя закрывать весь ТЦ, — возражает Максим Агарев, руководитель GR-проектов «Яндекса». — Это не вина площадки, на которой разместился продавец».

«Да, «магазинчики маленькие», но на кассу человек идет именно к вам, — обращает внимание депутат Госдумы. — В глазах посетителя он покупает биодобавку на конкретном сервисе и на конкретном сайте». И доставляется продукт в фирменном пакете данного сервиса.

Подходы к определению юридической ответственности, конечно, могут быть различными. Но в приоритете всегда должно быть главное — безопасность приобретаемого продукта для жизни и здоровья.

К вопросу о правовых определениях

Готовящаяся маркировка БАД — логическое продолжение маркировки лекарственных препаратов, но все же не панацея. Если внедрение данного процесса будет проходить со сбоями, уровень защищенности покупателя в данный период выше не станет. Однако усилится степень неравенства в правилах работы с данной продукцией. Положение нефармацевтического интернет-ритейла станет еще проще, положение аптеки — еще затруднительнее. Поэтому, по всей видимости, решение вопроса о качестве и безопасности приобретаемых биодобавок лежит в плоскости регуляторики.

В настоящее время положения Технического регламента ТР ТС 027/2012 (документ, действующий на территории Таможенного союза, регулирует обращение лечебного питания и ряда видов специализированной пищевой продукции) на биодобавки не распространяются, сообщает эксперт EAS Strategies Марина Пономарева. Однако предполагается, что в ближайшее время действие документа будет расширено, и в сферу его применения войдут также БАДы, что сможет положительно повлиять на ситуацию с таким нелекарственным ассортиментом.

Крайне важно и уточнение правовых определений. Ведь уже не один год происходит смешение таких понятий, как «БАД к пище» и «пищевая добавка», поясняет заведующий лабораторией метаболомного и протеомного анализа ФИЦ питания и биотехнологии Константин Эллер. Данную нишу давно нашли многочисленные недобросовестные компании.

А требование представить сертификат соответствия, увы, не всегда является достаточным. Пестицидов в составе добавки действительно может не быть, но при этом в ней содержатся не заявленные в инструкции активные вещества, применяемые в лекарственных целях.

«Люди могут перестать верить, а рекомендации для применения многих биодобавок действительно сходны с теми показаниями, которыми руководствуется врач при назначении лекарства, — подводит итог Константин Эллер. — Однако не нужно «выплескивать вместе с водой и ребенка», то есть ограничивать доступ к биодобавкам». Стараясь спасти пациента от различных сомнительных «чудо-средств», хорошо знакомых многих еще со времен «девяностых», важно сохранить доступность жизненно необходимых микроэлементов и витаминов, выпускаемых в том числе в форме БАД — и приобретаемых, как правило, в аптеке. Возможно, наиболее приемлемым решением были бы рациональные изменения в процедуре регистрации такой продукции.

Источник: pharmarf.ru