Суммарная доля онлайн-продаж в фармрознице достигла исторического рекорда

Аналитики RNC Pharma сообщили, что суммарная доля e-com в российской фармрознице по итогам I квартала 2022 года достигла абсолютного исторического рекорда 16,2%. Общий объем онлайн-продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента составил 78,4 млрд руб.

Общий объем онлайн-продаж и бронирования продукции аптечного ассортимента (лекарственные препараты и парафармацевтика) в России по итогам I квартала 2022 года составил 78,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Рублевая динамика продаж относительно аналогичного периода прошлого года была зафиксирована на уровне 69,6%. По итогам 2021 года прирост достигал величины 52,7%. С одной стороны, темпы развития e-com-сегмента растут. Однако если в прошлом году динамика онлайн-канала почти на порядок опережала соответствующие показатели в офлайне, то сейчас речь идет только о двукратном опережении. Традиционный канал фармрозницы по итогам анализируемого периода показал прирост на уровне 32,4%, сообщили аналитики RNC Pharma.

В марте розница столкнулась с ажиотажным спросом и тотальным дефицитом ликвидности на рынке. Как отмечают аналитики, это не могло не отразиться на деятельности e-com-сегмента. Однако при этом добавляют, что онлайн технически уже близок к потолку своего развития в рамках существующих ограничений на продажу рецептурного ассортимента. Причем вопрос не только в прямом выпадении значительной части выручки, но и в невозможности полноценного запуска системы доставки, поскольку экономика процесса оправдана только от определенной суммы заказа, а в условиях искусственного ограничения ассортимента в онлайн рост среднего чека естественно ограничен.

Тем не менее, в I квартале 2022 года доля e-com-канала в общем объеме розницы, включая продажи парафармацевтики, продолжила расти и достигла 16,2%. Суммарная выручка организаций, вошедших в ТОР20, за период достигла 67,4 млрд руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Сейчас крупнейшие компании объединяют 86% от общего объема операций сегмента электронной торговли. При этом относительно результатов прошлого года отмечаются некоторые тенденции концентрации, доля топовых компаний выросла на 0,5%. Масштаб бизнеса важен для возможностей развития, особенно в ситуации дефицита ликвидности на рынке. Аналитики с большой долей уверенности заявляют, что до конца текущего года данная ситуация будет только усугубляться.

Позиции участников рейтинга в рамках первой тройки не изменились. По-прежнему абсолютным лидером выступает «Аптека.ру»: по состоянию на 1 апреля организация объединяла порядка 24,1 тыс. аптечных учреждений и с точки зрения рыночной доли более чем в три раза опережает ближайших преследователей сегмента e-com. Правда, с точки зрения динамики продаж лидер растет заметно медленнее средних отраслевых показателей, а также кратно отстает от конкурентов. Однако позиции компании в топе в ближайшие несколько лет едва ли что-то угрожает.

«ЗдравСити» как наиболее близкий с точки зрения бизнес-модели конкурент по итогам анализируемого периода расположился на четвертом месте. С точки зрения количественного состава организация несколько отстает от лидера — компания объединяет 20,2 тыс. точек. При этом игрок — один из лидеров за период с точки зрения динамики: относительно I квартала 2021 года выручка выросла в 2,6 раза. Абсолютным лидером по показателю прироста продаж стала «Ригла», за год компания увеличила объем операций в e-com в 2,7 раза. Сопоставимыми темпами наращивают оборот самарская «Вита» (рост в 2,6 раза) и «Еаптека» (в 2,3 раза).

Пример отрицательной динамики среди топовых компаний был только один — на 6% сократился объем операций «Имплозии». Не очень хорошо чувствовал себя также онлайн-проект «АСНА». Здесь динамика зафиксирована на уровне 5%, но учитывая, что это почти в 14 раз ниже среднеотраслевой динамики, записывать этот период себе в актив сложно, отмечают аналитики.

Артем Косенок