Путь к ЗОЖ
МВД обещает ввести уголовную ответственность за пропаганду наркотиков в интернете. Она может ударить и по маркетплейсам, где продаются биологически активные добавки — известные больше под коротким названием «БАД».
Термин «БАД» появился в России в конце прошлого века. Его придумали в Институте питания Российской академии медицинских наук (сейчас это ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи). После чего начался захват рынка всевозможными «окололекарственными» препаратами. Но в последнее время этот захват приобрел характер настоящего блицкрига.
В первом квартале 2022 года спрос на БАД в аптеках увеличился на 19,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Россияне потратили на них рекордные 29,3 млрд рублей, что на 45,2% больше аналогичного показателя прошлого года.
О, спорт
Эксперты ожидают, что объемы продаж БАД в 2022 году составят 100 млрд рублей. Еще в 2018 году этот показатель составлял 54,3 млрд руб. Почти двухкратный рост выручки объясняется несколькими важными трендами, накрывшими современное общество.
Главным из которых, конечно, стал культ ЗОЖ — здорового образа жизни, который превратился из одного из элементов жизни в ее основу. Химическая компонента может заменять, а может и дополнять занятия спортом. Так или иначе, но ее активно включают в рацион с молодости.
По словам представителей лобби производителей, сегодня наиболее дорогие (дороже 500 рублей) БАД покупает молодое и платежеспособное население.
Считается, что миллениумы (поколение, рожденное в период с 1980-го по 2000 годы) и поколение Z (родившиеся после 1997 года) начали беспокоиться о своем здоровье уже сейчас, присоединившись, таким образом, к поколению бэби-бумеров, которые покупают БАД, чтобы предотвратить старость.
Сегодня молодежь не просто хочет, но обязана быть здоровой. Точнее сказать, выглядеть таковой. Несмотря на декларируемую толерантность современное не любит тех, кто «плохо выглядит». Особенно негативное отношение проявляется к людям, страдающим излишней полнотой. И проявляется оно не только в оценках, но и в решениях. Например, когда речь идет о приеме на работу.
О плохом отношении к полным людям при трудоустройстве говорят около трети опрошенных социологами респондентов. Больше всего на дискриминацию жалуются люди, чей вес на 20 кг превышает норму.
Для молодежи такое отношение несет критическое значение, так как у молодых соискателей зачастую еще нет особых конкурентных преимуществ, способных компенсировать проблемы с излишним весом.
Таким образом можно смело утверждать, что современное общество оказалось разделенным на два класса — толстых и тонких. И толстые люди в этой классификации оказались в униженном состоянии. Они ассоциируются с лузерами, неспособными взять себя в руки и достигать поставленных задач.
Переводчика «Росюрконсалтинга» Кирилла Анисимова приговорили к шести годам лишения свободы за торговлю детьми от суррогатных матерей. По делу проходят ещё 10 фигурантов, трое из которых находятся в международном розыске.
«Лишний вес в 95% случаев – это слабость. Зачем нам безвольные сотрудники?»; «Человек с избыточным весом имеет целый набор комплексов, поэтому из него плохой работник», — в таких терминах обычно определяют свою позицию рекрутеры. Нет ничего удивительного в том, что доля добавок, предназначенных для пищеварительной системы, составляет более пятой части всех продаж БАД. Люди готовы тратить большие деньги, чтобы быть в форме.
На безопасной дистанции
Производителям БАД об этом отлично известно. И они готовы идти навстречу таким острым желаниям, предлагая их удовлетворение за счет странных и весьма сомнительных, с точки зрения закона, решений.
Проведя анализ так называемых «похудеек» (так принято называть химические средства для снижения веса), эксперты обнаружили в некоторых из них препарат под названием «сибутрамин» — производный от амфетамина. Последний является наркотическим средством, а за операции с ним можно вполне получить реальный тюремный срок, как продавцу, так и покупателю.
Такая история вполне типична для БАД, распространение которых приобрело характер лесного пожара после того, как большая часть торговли ушла в «дистант» и продается теперь через интернет-магазины или маркетплейсы. Эти формы существенно расширяют возможности для предложения поставщиками с неопределенным легальным статусом самого широкого спектра субстанций, которые могут добавляться в самые невинные «витаминки». По данным Центра стратегических разработок (ЦСР) , который провел недавно обследование торговли БАД на 29 наиболее крупных интернет-ресурсах , где осуществляется дистанционная торговля, обнаружено около 10 тысяч наименований не соответствующих установленным для БАДов требованиям безопасности, дозировки и информированию потребителей.
Выяснилось, что каждая четвертая БАД в «дистанте» продаётся без государственной регистрации, каждый пятый – содержит запрещённые в России компоненты.
К примеру, препарат «Редуксин» с содержанием уже упомянутого сибутрамина доступен для заказа в интернет-магазине «Озон» в качестве «БАД-таблеток для похудения». Правда многие покупатели жалуются, что «не очень-то худеется с них». Возможно потому, что они дают совершенно другой эффект. В качестве поставщика указан «Промомед». Вероятно, речь идет о ГК «Промомед» — российской фармацевтической компании, позиционирующей себя в качестве производителя инновационных лекарств. Указанный препарат, к слову, обмену и возврату не подлежит. Если он, конечно, надлежащего качества.
Судя по реакции Wildberries, маркетплейсы не собираются брать на себя ответственность за состав продаваемых БАД, перекладывая всю ответственность на поставщиков.
Таким образом складывается парадоксальная ситуация — покупатели, которые хотят «всего лишь» улучшить свои физические параметры, могут оказаться жертвами действия сильных химических элементов с грозными последствиями для организма.
Еще более тревожным выглядит развитие ситуации уже во вполне обозримой перспективе.
Несмотря на растущую популярность, БАД в России пока употребляет 15% населения, а регулярно и вовсе 3%. Для сравнения, в Индии такими потребителями являются 75% населения, а в Японии (мировом лидере по спросу на БАД) — 90%.
Сложно прогнозировать до какого уровня вырастет доля потребления в России, но нетрудно предположить, что рост числа постоянных потребителей увеличится в разы (или даже на порядок). Вполне уверенно можно утверждать, что большая их часть станет покупать активные вещества в дистанте. Со всеми дальнейшими последствиями.
(с) Александр Кузьмин