Как начать маркировку БАД

Эксперимент по маркировке биологически активных добавок к пище (БАД) продлили до
28 февраля 2023 года. У их производителей появилось больше времени на подготовку к обязательной маркировке, которая, как ожидается, начнется в марте будущего года. Некоторым участникам рынка может показаться, что времени еще много и можно не торопиться, однако это не так.

Менеджер по работе с ключевыми клиентами АО «ПРОМИС» Светлана Сергачёва отметила:

Сейчас производителям БАД важно не терять время. Спрос на российское оборудование вырос из-за санкций, поэтому отечественные разработчики перегружены и на сбор
программно-аппаратного комплекса у них уйдет больше времени. Кроме того, участие в пилотном проекте — отличный шанс испытать производственные мощности и наладить бизнес-процессы. Компании, которые подготовятся заранее, в момент обязательной маркировки БАД смогут работать уже на плановых скоростях.
Эксперты считают, что у производителей БАД появится возможность даже расширить круг своих потребителей за счет снижения объемов поставок конкурентов, у которых
будут проблемы с нанесением DataMatrix кодов.

С чего начать?

  • Для начала производителю БАД нужно удостовериться в наличии свидетельства о государственной регистрации, выданного на биологически активные добавки к пище и
    включенного в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации Евразийской экономической комиссии. Также нужно проверить на сайте «Честный знак» свою
    продукцию на принадлежность к категории, подлежащей обязательной маркировке.
  • Если производитель принял решение участвовать в пилотном проекте, ему нужно провести аудит упаковки и выбрать место нанесения 2D-кода.
  • В методических рекомендациях по маркировке БАД допускается использование двух вариантов 2D-кода: код с полным объемом данных аналогичный лекарствам и код в
    упрощенном виде. При упрощенном используется меньше групп данных и не наносится человекочитаемая информация.
  • Если на упаковке не хватает места или оборудование не позволяет сделать качественную печать, то лучше использовать упрощенный вид 2D-кода. Например, многие БАД
    выпускаются без вторичной пачки — в банках или саше. На них проще наклеить этикетки с нанесенным 2D-кодом в адаптированном виде без человекочитаемой информации.
  • Минимальный рекомендованный размер кода для маркировки БАД составляет 10 мм х 10 мм. Если сделать его меньше, то могут начаться проблемы со считыванием.

Как выбрать способ нанесения кода и оборудование?

Выбор поставщика решения и заключение договора на пилотный проект – долгий и ответственный этап, от которого во многом зависит работоспособность проекта.
Компании необходимо проанализировать свои бизнес-процессы, определить возможности для встраивания системы маркировки, провести несколько раундов переговоров с
поставщиками решений, рассмотреть их предложения и выбрать соответствующее требованиям, закрывающее потребности.

«Если в компании есть специалист по маркировке, то минимальный срок, который нужно закладывать на подготовительный этап – три месяца», — добавила Светлана Сергачёва.
Также необходимо определиться со способом нанесения DataMatrix кода на упаковки. Как и с остальными категориями товаров, производителям БАД доступны три опции:

Прямая печать кода маркировки посредством оборудования для сериализации.

Этот метод дает возможность наносить 2D-код не только на вторичную пачку, но и на другие виды упаковки или даже на сам продукт.  К тому же, производитель сможет сам
контролировать процесс маркировки на своем производстве.
Однако при использовании этого способа необходимо закупить дорогостоящее оборудование, перестроить бизнес-процессы, обучить персонал или нанять новых сотрудников. На первых этапах налаживания процесса есть риски снижения скорости производства и роста количества бракованной продукции.

Этикетирование.

2D-код печатается на стикере, который наносится на упаковку готового товара, благодаря чему можно маркировать несколько видов упаковки. Размещать этикетки можно как вручную, так и автоматически с помощью аппликатора на линии. Выбор зависит от объемов производства.
Стоит помнить, что стикеры менее устойчивы к механическому воздействию и попаданию воды, что важно учитывать при транспортировке и хранении продукции.

Типографский способ.

В этом случае производитель передает 2D-коды в типографию и получает упаковки с уже напечатанными DataMatrix кодами. Считается, что это самый дешевый и качественный
метод. Типографии уже наладили процесс нанесения 2D-кодов с компаниями-производителями лекарственных препаратов, каждый код проходит проверку качества, как и вторичная упаковка. Кроме того, производителю БАД не придется покупать оборудование для нанесения маркировки на вторичную упаковку и встраивать этот процесс в свою бизнес-модель. Это особенно актуально для производств с различными форм-факторами упаковки.
Многие компании-производители лекарств отмечают, что код, напечатанный в типографии, вызывает больше доверия к их продукции у потребителей. По их мнению, типографский код сложнее подделать.

Если вы выбираете метод прямой печати, также необходимо определиться с видом чернил для нанесения маркировки. Они есть трех видов: водно-дисперсионные, сольвентные и
УФ-чернила.
Эксперты «ПРОМИС» советуют выбирать сольвентные чернила, так как они быстрее высыхают и после нанесения реже смазываются, чем водно-дисперсионные.  Для БАД это
особенно важно, так как одним из основных способов их продажи являются маркетплейсы и интернет-магазины.

Некоторые производители отмечают, что при продаже продукции через онлайн-площадки возникает проблема сохранности 2D-кода на всем пути реализации. Это связано с тем, что
у большинства маркетплейсов склады расположены по всей России, и продукцию могут несколько раз перевозить из одного региона в другой прежде, чем он попадет в руки к
потребителю. Этикетки не всегда выдерживают такую нагрузку и могут деформироваться, а 2D-код, нанесенный на упаковку водно-дисперсионными чернилами, может смазаться
или стереться и стать нечитаемым. Это приводит к возврату продукции, а значит и к финансовым потерям компаний-производителей.

Внедрение маркировки – сложный процесс, особенно для компаний, у которых еще нет опыта. АО «ПРОМИС» поможет компаниям подготовиться и грамотно организовать
маркировку на производстве.
Специалисты «ПРОМИС» ознакомятся с особенностями производства заказчика и на основе видов упаковки БАД, объемах выпуска и типе фасовки подберут оборудование и
разработают схему подключения клиента. Каждый проект является уникальным: программно-аппаратный комплекс собирается с учетом особенностей выпуска продукции и требований заказчика, которые прописываются в техническом задании. На всех этапах внедрения маркировки техническая служба оказывает поддержку заказчику.
Пилотный проект – лучшая возможность протестировать программно-аппаратный комплекс и принять решение о его покупке. Получить консультацию и принять участие в
эксперименте по маркировке БАД с «ПРОМИС» можно, отправив заявку на почту: marketing@promis.ru.

Кроме этого, компания «ПРОМИС» может стать поставщиком вторичной упаковки с уже нанесенным кодом. С сервисом Mark2D производителю БАД необходимо лишь установить программное обеспечение и передать на предприятие «ПРОМИС» 2D-коды, полученные от регулятора. В компании нанесут их на пачки самостоятельно.
Все необходимые отчеты и документы отправляются в ГИС МТ программой «ПроCалекс» по всем протоколам. Сериализация и агрегация БАД в маркированной коробке проводится
на стороне заказчика.
Каждый DataMatrix-код верифицирован и имеет свой отчет о качестве нанесения. До момента отправки отчета с подтверждением грейда коды не оплачиваются, поэтому
бракованные 2D-коды в стоимость не входят.
Чтобы производителям БАД было проще приступить к реализации пилотного проекта маркировки, специалисты АО «ПРОМИС» разработали дорожную карту с пошаговым
руководством по ее внедрению. Также к ней приложена подробная инструкция о том, как создать личный кабинет в Государственной информационной системе мониторинга за
оборотом товаров (ГИС МТ). Скачать документ можно бесплатно.

Источник: pharmprom.ru